Продолжение поста 32.645. Динамическая прочность аналога БТС-002
На этапе эскизного проектирования самолёта обычно проектируют и изготовляют полную динамически-подобную модель самолёта и динамически-
подобные модели отдельных частей конструкции. Продувают в трубах ЦАГИ. По расчётам и результатам продувок выпускают отдельную книгу эскизного
проекта - "Динамическая прочность конструкции". То же самое сделали на "МОЛНИИ" для "БУРАНА".
Но второй экипаж увидел в полёте №4 изгибные колебания вертикального оперения.
Тема очень интересная но в детали входить не буду. Многосложно и объёмно. Выложу одну картинку. На ней синим контуром обозначен силуэт "БУРАНА" в
спокойном статическом состоянии. Простым карандашом проведена прямая линия - строительная горизонталь фюзеляжа (СГФ). Предполагаем что СГФ
совпадает с осью жёсткости (упругости) фюзеляжа. Красным контуром показано как, бывшая прямая линия, изгибается по влиянием аэродинамических
нагрузок. Красным контуром показано положение киля в данный момент. Если частота собственных колебаний конструкции совпадёт с частотой вынуж-
денных колебаний то - флаттер и моментальное разрушение самолёта. После того,
как вы эту картинку посмотрите, пойдём дальше.
Пару пунктов дополнительно:
1) Моя схемка не рассчитана по науке. Размах и амплитуда деформации СГФ - просто иллюстрация.
2) В старину в МАИ нам читали курс "Динамическая прочность самолёта". В лаборатории на столе странный механизм, на котором стоит модель самолёта.
Преподаватель нажимает кнопку. Низкий вибрирующий звук. Модель самолета трясётся. Начинаются взмахи крыла вверх- вниз. Увеличивают частоту
вынужденных колебаний- каждая консоль превратилась в волнистую линию (если смотреть спереди). Начались продольные колебания фюзеляжа.
Киль по наклону то вперед то назад. Как веер. Впечатление было очень сильное и очень волнительное. Правда нечто подобное наблюдал авиамоделистом.
Когда фюзеляжную модель планера в сильный ветер запускали на леере. Позже смотрел частотные испытания самолёта Т-4 (сотка).