Прогресс не стоит на месте.
Сегодня лётчики уже привыкли к тому, что самолеты обладают всеми необходимыми инструментами для комфортного выполнения полета.
Навигация? Да не вопрос! Вбил в FMSку маршрут и полетел куда глаза глядят. Нужно зайти на посадку в погоду, когда хороший хозяин собаку на улицу не выгонит? Легко! И даже если на аэродроме нет точной системы посадки типа ILS, можно выбрать кучу альтернативных способов и успешно выполнить заход, причем он будет однозначно успешным и точным. А что там с погодой? А с погодой ваще легкотня! Погодный радар вам покажет и дождь, и грозу, и даже болтанку! В общем мы живем уже в будущем.
Но всего каких-то 15-20 лет назад, небо бороздили совсем другие аэропланы. Самолетовождением занимался специально обученный человек, назывался он Штурман и был самым умным в экипаже. У него была куча разного оборудования в кабине, в котором толком разбирался только он! Его голова была той самой FMSкой, в которой творились чудеса математических вычислений и Бог его знает еще чего, но Штурман всегда знал где он находится и куда и как лететь. (Не, ну бывали конечно и сбои, но и лампочки ведь иногда перегорают, но в основном навигатор работал как швейцарские часы)
Еще был бортинженер. Этот Кулибин знал о самолете все. Он мог в одиночку, в широком поле, починить реактивный двигатель с помощью отвертки и какой-то матери. Мог и не починить, но без тепла и заботы, все равно экипаж никогда бы не оставил. Тоже уникальный однако специалист. Всё было лампово и семейно..
Кстати, а вы никогда не задумывались (любители авиации), как на тех самолетах получали информацию о погоде? Ведь никаких жк дисплеев у нас небыло, а на приборной панели стояли будильники (аналоговые приборы со стрелочками и циферками)?
Так вот, был у нас погодный радар (РЛС) и назывался он "Гроза" ! Модификаций этого прибора была целая куча и "Гроза 26" и "Гроза 154" и ... Это был такой черно-белый телевизор. Помните, как в кино "Место встречи изменить нельзя" Гриша 6х9, рассказывает своим сослуживцам о телевизоре с экраном 6х9? Вот такой этот прибор примерно и был. И это был инструмент исключительно Штурмана и он лишь иногда позволял взглянуть туда пилотам и то, только быстро и аккуратно (ничего не трогать руками и не крутить, никакие настройки!) Изображение там было конечно то еще, такое Себу "небесное УЗИ", но как-тот привыкли и справлялись. Различали и грозы и просто кучевую, а особо одаренные навигаторы даже умудрялись использовать этот прибор, как карту для полетов. Ставили в режим "земля" и смотрели где летим в реальном времени.
Да, были времена.....(с)
Летчик Лёха