Kite
Местный
29.09.1976г. - наш выпуск из СВВАУЛШ ПВО. Разлетелись кто куда по всей стране. Месяц отпуска и по полкам. Тоже по всей стране.Интересно, удавалось ли кому-то ещё (рядовым летчикам, не испытателям) посадить без движка эту "трубу" с крылышками?
Молодые л-ты попадают в Астрахань на Су-11 (по аэродинамике тот же Су-9, только с увеличенным носом для БРЛС РП-11 "Орёл"). Даже двигатель один и тот же - АЛ-7Ф.
Зима в Астрахани для начинающих летать на Су-11 лётчиков плохая - нет погоды (ПМУ). Поэтому молодых лётчиков с инструкторами и самолётами командируют в Джебел. Там погода стабильная, вывозную сделали быстро и начали вылетать самостоятельно.
Лейтенант Шерстнёв полетел по "системе" (взлёт, набор 5500м, разворот на ДПРС с набором до 6000м, полёт на ДПРС, после его прохода отворот на расчётный угол, полёт в расчётную точку с расчётным временем, разворот на посадочный курс со снижением до 5500м, выход на посадочную прямую, ну и далее заход и посадка). Обзывается этот полёт так: - Тренировочный полет по схеме «пробития» облаков при заходе на посадку с прямой. Это упражнение выполняется в простых метеоусловиях, чтобы летчик отработал навык построения маршрута полета при заходе на посадку по приборам.
К чему это я так долго расписываю - был первый разлёт и самолёты были заправлены полностью. В этом случае необходимо было за пятнадцать минут полета избавиться от лишнего топлива. Для этого после взлета вместо отключения форсажа надо было выпустить тормозные щитки и продолжать полет на форсаже до выхода на дальний привод на высоте шесть тысяч метров. Над приводом отключался форсаж, убирались тормоза и дальнейший полет выполнялся в обычном режиме.
Как и положено, выпустив тормоза и не отключая форсаж, Шерстнёв продолжил полет. Но над дальним приводом, вопреки инструктажу, он не отключил форсаж и не убрал тормоза. Куда он смотрел и о чем думал, никто и никогда уже не узнает. В реальном полете самолет с выпущенными тормозами постоянно трясется, и надо «умудриться» не обратить на это внимание. Невозможно не взглянуть ни разу на топливомер и расходомер. Трудно не заметить красную лампочку, загоревшуюся на табло аварийных сигналов «остаток 1100 кг». А вот не обратил же, не заметил, не взглянул…
На посадочном курсе на высоте две тысячи метров, после полной выработки топлива, остановился двигатель. Но и здесь до лётчика, видно, не дошло, что Су-11 без двигателя летает, как брошенный кирпич. Так он и падал до столкновения с землей. Подстилающая поверхность в месте падения была относительно ровной, самолет получил незначительные повреждения, даже не загорелся.
Но после падения Су-11 на землю, летчик ударился головой о приборную доску и погиб.
Комиссия, расследовавшая эту катастрофу, пришла к выводу, что летчик пытался посадить самолет и, возможно, чувствуя свою вину, не решался на катапультирование до последнего.
Вот как раз в этом случае и подтверждение тому, что сказал Баштык.Запомнилась другая фраза: лётчик, если не виноват - прыгает, если виноват - сидит в кабине до последнего.