Госсекретарь США Эдвард Стеттиниус отвечал за программу ЛЕНД-ЛИЗа, и отличался БЕЗУПРЕЧНОЙ ЧЕСТНОСТЬЮ:
...."В целом объем поставленной нами военных материалов не слишком велик".По его данным к концу 1944 года в СССР было поставлено 137.000 машин-"Студера Виллисы."
Сергей Борисович.Вы что!!! Это почитаемый ныне в верхах власти Шмелев,ему на могилы теперь возлагают венки и цветы.Это его письмо своей возлюбленной Ольге Бредиус.Даже БУНИН не воспринимал сею личность.Он его называл "писатель ПОРНОГРАФИЧЕСКИЙ" и "автор ПАСКУДОГРАФИИ".
Протестую. Войну помню от первого до последнего дня.
26 июня 1941 года с отцом сидел в кабине подбитого под Великими
Луками и севшим на брюхо около огорода моего деда Андрея Пантелеевича, немецкого ХЕНКЕЛЯ. На телеге и пешком с мамой, и
3-х летним братом Толей, добрался до г.Калинина. Видел в небе днём
один ТБ-3, на высоте пролетал 200- 300 метров. Немцы носились днём
десятками. И бросали листовки "прилетим бомбить в 22.15. В Калинине
прилетали точно до минуты. Бомбили. Наши включали только прожектора
и ЗА. Нашей авиации ночью, потом и в Ульяновске, под Москвой, и с
января 1944 года в Торопце, Великих Луках, Себеже, Резекне, в Риге, не
видел. В Великих Луках мама работала парикмахером в военном госпитале, а я был "сын полка", при ремонтном автобатальоне. Там видел
один ЗИС-5, ЗИС-6 и ГАЗ-АА. И сотни "Студабеккер", "Форд"-6, "Додж",
"Шевроле", "Виллис" . Мне доверяли мыть кабины машин и катали по
двору. Могу подробно рассказать о всех этих американских машинах.
Ничего подобного в нашей Армии до сего дня и не было. Ключ зажигания постоянный, как выключатель света. А запуск, нажатием кнопки- стартёр. У них один
металл. Фанеры и дерева не было. После узнал, когда повзрослел, что
по морям и через Африку (Иран) было доставлено 700000 машин.
Особенно мне нравился "Студабеккер", многих модификаций. Всего
80 л.с. Плохой глушитель, звук, как у танка. "Шевроле" и "Додж" шипели,
как примус. А вот "Виллис" был без окон и дверей, переднее стекло и
тэнд складывались. Возил 4-8 бойцов, звук двигателя, издали, приближался, как "колокольчик". Управлять им был способен любой
мальчишка с 14 лет. Я сам прбовал ездить в 12 лет. После войны
американцы приказали сдать все машины. Наши их мыли, красили,
готовили весь инструмент. Пригнали в порт, а там их под пресс и загрузили в трюмы кораблей. Малое кол-во осталось на аэродромах, и в киностудиях.