АЭРОВОКЗАЛ И АЭРОДРОМ ПРИШЛИ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ
Вопрос государственного финансирования проекта реконструкции аэродрома "Толмачёво" решён
Бюджетные ассигнования на реконструкцию аэродромной инфраструктуры Международного аэропорта "Толмачёво" (Новосибирск) подтверждены Федеральной адресной инвестиционной программой России (ФАИП): в общей сложности до 2023 года государство выделит 8,9 млрд рублей. Благодаря синхронизации этого проекта с проводимой за счёт инвестора масштабной работой по развитию терминального комплекса воздушная гавань, где на транзитных пассажиров уже сегодня приходится почти четверть от общего объёма пассажиропотока, сможет укрепить свою позицию в списке крупнейших российских авиационных хабов.
Реконструкция аэродрома "Толмачёво" включена в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Российской Федерации, реализуемый во исполнение указа президента России "О национальных целях и стратегических задачах развития страны на период до 2024 года" от 7 мая 2018 года. Согласно тексту ФАИП, размещённому на сайте Министерства экономического развития России, уже в этом году на проект планируется направить более 876 млн рублей.
Напомним, проект реконструкции аэродрома, разработанный ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект", получил положительное заключение ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" (Главгосэкспертизы) ещё в 2015 году. Он включает развитие лётной зоны второй взлётно-посадочной полосы (ВПП-2) со строительством соединительных рулёжных дорожек, перрона, оснащённого системой централизованной заправки самолётов, а также сооружение других объектов аэродромной инфраструктуры, необходимых для повышения пропускной способности аэродрома. Заказчиком-застройщиком выступает ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", в хозяйственном ведении которого находится комплекс ВПП-2.
Необходимость модернизации аэродрома обусловлена динамичным ростом пассажиропотока. В последние годы аэропорт уверенно его наращивает, продолжая развиваться в качестве крупнейшего за Уралом пассажирского и грузового трансферного узла на маршрутах, связывающих Европу и Азию. Вместе с авиакомпаниями-партнёрами (прежде всего, с базовым перевозчиком S7 Airlines) "Толмачёво" активно работает над расширением маршрутной сети и увеличением частотности, в том числе за счёт участия в программах субсидирования, формирует удобное расписание, позволяющее постепенно увеличивать количество транзитных пассажиров. Совместная работа приносит свои плоды: по итогам 2018 года пассажиропоток новосибирского аэропорта перешагнул рекордную отметку в 5,9 млн человек (+18% к 2017 году), а доля трансферных пассажиров достигла 23% (+35%). Для сравнения, в 2014 году, когда "Толмачёво" обслужил чуть менее 4 млн пассажиров, доля трансферных пассажиров составляла всего 7%. Положительная динамика сохраняется и в этом году: за первые четыре месяца услугами воздушной гавани воспользовались более 1,8 млн человек или на 15,3% больше, чем годом ранее, а доля путешествующих через Новосибирск транзитом возросла до 24%.
Генеральный директор "Толмачёво" Евгений Янкилевич в ходе VIII Международного Сибирского транспортного форума озвучил, что за весь 2019 год аэропорт планирует обслужить почти 7 млн человек. "Мы 2019 год планируем закончить с пассажиропотоком практически 7 млн человек. По сути, с 2018 года мы прирастём на 900 тыс. человек. Это пассажиропоток двух хороших областных аэропортов России, - цитирует его слова "Интерфакс-Сибирь". - Сегодня каждый четвёртый пассажир прилетает из других городов РФ, с Дальнего Востока. Много летают из зарубежья, чтобы воспользоваться Новосибирском как трансферным аэропортом и через небольшое время продолжить путешествие в другие города".
В связи с ежегодным приростом пассажиропотока в ближайшем будущем существенная перестройка ждёт и терминал, проектирование уже ведётся. В октябре прошлого года АО "Аэропорт Толмачево" заключило договор с ООО "Спектрум Холдинг" (Москва) - победителем конкурса по выбору генерального подрядчика для проектирования реконструкции аэровокзального комплекса международных и внутренних воздушных линий. По условиям договора генподрядчик должен завершить проектирование всех этапов реконструкции и сдать проектную документацию с положительным заключением Главгосэкспертизы до 30 октября 2019 года.
В феврале пресс-служба "Толмачёво" объявила об утверждении архитектурной концепции фасадов терминала. Руководителем авторского коллектива по созданию нового облика АВК выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, непосредственной разработкой концепции занималось архитектурное бюро SPEECH. Как отмечалось в пресс-релизе, фасады нового терминала "трактованы как единая стеклянная лента, "оборачивающая" здание по периметру и подчёркивающая более высокий центральный объём, в котором расположены главные входы и основной вестибюль". Основным облицовочным материалом здания, высота которого составит более 30 метров, станет стекло с низким эффектом отражения, что позволит добиться эффекта взаимопроникновения улицы и внутреннего пространства, а продуманная вечерняя подсветка сделает комплекс заметным издалека.
Как ранее уточняли в пресс-службе, завершить закупочные процедуры по выбору генерального подрядчика по строительству планируется до конца декабря 2019 года. Проект реконструкции АВК будет реализован к 2025 году в два этапа, работы будут проводиться за счёт инвестора - аэропортового холдинга "Новапорт". До 2022 года, когда планируется завершение первого (основного) этапа, акционер намерен направить 11,5 млрд рублей. Со ссылкой на Е. Янкилевича "Коммерсантъ Новосибирск" сообщил, что площадь первой очереди терминала составит 56 тыс. кв. метров. Реализацию второго этапа проекта планируется начать сразу же после завершения первого. По словам руководителя воздушной гавани, в общей сложности до 2025 года "Новапорт" собирается вложить в развитие терминального комплекса около 20 млрд рублей. Предполагается, что после реализации двух этапов проекта площадь аэровокзала составит более 100 тыс. кв. метров. Непосредственно перед зданием терминала будет построена новая гостиница с крытым паркингом, а в пешей доступности от него - железнодорожная станция внутригородского сообщения.
В "Толмачёво" рассчитывают, что к 2022 году пассажиропоток достигнет 10 млн человек, а к 2025 году - 12,7 млн человек. Ожидается, что к моменту завершения строительства АВК доля трансферных пассажиров в общем пассажиропотоке достигнет 50%. Вполне очевидно, что справиться с грядущими объёмами пассажиропотока без синхронизации проектов по модернизации аэродрома и развитию терминала невозможно. На сегодняшний день состояние и пропускная способность аэродромной инфраструктуры уже не соответствуют нынешнему объёму авиаперевозок, который вместе с расширением АВК возрастёт ещё больше.