Аэропорт Пулково вступает в давнюю борьбу Смольного за введение безвизового 72-часового режима для тех иностранцев, которые прибывают в наш город на самолете: с просьбой пролоббировать принятие данного решения в Москве руководство аэропорта намерено обратиться к Георгию Полтавченко. Правда, Пулково предлагает пускать не всех, а только тех, кто следует транзитом.
В настоящее время в России уже действует аналогичный режим в отношении туристов, прибывающих в нашу страну на водном транспорте: с 2003 года право находиться на территории РФ без визы в течение 72 часов есть у пассажиров круизных судов, с 2009-го - у пассажиров паромов, причем оба закона принимались в Москве с подачи петербургского правительства. В Смольном неоднократно изъявляли желание добиться такого же права для тех, кто прилетает к нам на самолетах, однако ни к чему конкретному эти попытки так и не привели.
Теперь к этой борьбе за безвизовые права намерена присоединиться компания "Воздушные Ворота Северной Столицы" - консорциум с участием ВТБ и немецкой компании Fraport, который с весны 2010 года управляет петербургским аэропортом. Как стало известно "Фонтанке", в ближайшее время руководство ООО "ВВСС" намерено обратиться к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой помочь с решением данного вопроса в Москве.
По данным нашего издания, Пулково хочет предложить, чтобы на первом этапе данный режим был введен только в петербургском аэропорту - в качестве эксперимента. И если он окажется удачным, то в дальнейшем его можно распространить и на другие терминалы. При этом в предложении аэропорта есть один существенный момент: по задумке ООО "ВВСС", разрешение на безвизовый въезд должны получить пассажиры, которые следуют через Петербург транзитом. Иначе говоря, без визы на 72 часа через Пулково будут пропускать только тех, у кого на руках не обратный билет в ту страну, откуда он прилетел, а в третье государство.
Отметим, что предложение по предоставлению льготных прав только транзитным пассажирам не является петербургским ноу-хау: такой же механизм действует в аэропортах Сингапура (безвизовый въезд на 96 часов), Лондона (24 часа), на всех аэровокзалах Китая (24 часа). Как указывает директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, данный режим способствует развитию как самого аэропорта - за счет увеличения пассажиропотока, - так и, естественно, города или региона, где он находится. Пассажир, выбирая маршрут поездки и понимая, что прямых рейсов в конечный пункт назначения нет, с большей охотой выберет не тот терминал, где ему придется сидеть часами в здании аэровокзала, а тот, где у него будет возможность погулять по городу, тем более по такому, как Петербург.
Правда, как отмечают эксперты, инициатива Пулково - это, скорее, задел на будущее: аэропорт в его нынешнем виде работает на пределе своих возможностей и вряд ли сможет справиться с ростом транзитного пассажиропотока. Ситуация должна измениться только в 2014 году: к этому времени консорциум, управляющий петербургским аэровокзалом, должен построить рядом с Пулково-1 новый современный терминал, рассчитанный на прием 14 млн пассажиров в год (в 2011 году через существующие терминалы было перевезено 9,6 млн).
Впрочем, для успешной реализации проекта одного только современного терминала может оказаться недостаточно. Как говорит Олег Пантелеев, авиакомпании пока редко используют петербургский аэропорт в качестве транзитного хаба, стремясь перевозить пассажиров через свои базовые аэропорты - например, через Франкфурт или Париж. Поэтому, по мнению эксперта, было бы правильно, если бы к проекту привлекли авиакомпанию "Россия", которая выполняет около 40 - 50% всех полетов из Петербурга, и перевозчик стал бы наращивать количество рейсов как на восточном, так и на западном направлениях.
Кроме того, здесь есть еще и политический момент: по мнению ряда специалистов, на первом этапе Пулково, возможно, стоит попросить разрешить безвизовый въезд только для граждан азиатских стран - Японии, Южной Кореи, Таиланда и других. В таком случае они могли бы использовать Петербург в качестве пересадочного пункта на пути в Европу - наша страна традиционно привлекает туристов из этих государств, однако необходимость получать визу ограничивает поток.
Если же сразу попросить распространить данный режим и на европейцев, то в Москве могут посчитать, что это будет слишком серьезной уступкой ЕС в переговорах по поводу введения безвизового режима с Россией, и "зарубят" сразу всю инициативу. По данным "Фонтанки", именно по этой причине Смольному так и не удалось добиться введения безвизового режима для тех, кто прибывает в Россию на самолетах, несмотря на неоднократные попытки сделать это в последние годы. Хотя там не оставляют попыток сделать это еще раз: по информации нашего издания, в городском правительстве опять подготовили соответствующее письмо, которое сейчас находится на рассмотрении у Георгия Полтавченко, причем в нем речь идет не только об авиапассажирах, но и тех, кто приезжает в наш город из Финляндии на поезде "Аллегро".
Отметим, что, как показывает опыт введения безвизового въезда для иностранцев, прибывающих водным путем, данная мера действительно приводит к росту туристического потока (напомним, что на круизные суда данный режим был распространен в 2003-го, на паромы - 2009 года). Как рассказали "Фонтанке" в комитете по инвестициям и стратегическим проектам, который отвечает за развитие туристической отрасли в Петербурге, если в 2003 году на круизных судах в наш город прибыло 204 тысячи пассажиров (263 судозахода), то в 2011-м - 456 тысяч (307 судозаходов). Еще более впечатляющая статистика в случае с паромами: в 2010-м на берег сошли 53 тысячи туристов, то в 2011-м - уже 346 тысяч.
Источник: информационное агентство «Фонтанка»