Капсула Crew Dragon компании SpaceX вернет экипаж Boeing Starliner на Землю
Капсула Crew Dragon компании SpaceX доставит домой двух астронавтов НАСА, которые оставались на борту Международной космической станции около 80 дней из-за проблем, с которыми столкнулся космический корабль Boeing Starliner, что
станет ошеломляющим поворотом событий для находящегося в тяжелом положении аэрокосмического гиганта.
Эта новость появилась после того, как в субботу космическое агентство провело официальную проверку, чтобы определить, считает ли оно корабль Starliner компании Boeing достаточно безопасным для возвращения домой с экипажем, или же для спасения положения придется прибегнуть к помощи космического корабля Crew Dragon компании SpaceX.
Транспортное средство Starliner, которое доставило астронавтов Суни Уильямс и Бутча Уилмора на космическую станцию в начале июня, столкнулось с проблемами, связанными с утечками гелия и внезапным отказом двигателей на начальном этапе его первого пилотируемого испытательного полета. Инженеры потратили недели, пытаясь лучше понять проблемы, и компания Boeing
заявила еще 2 августа, что ее «уверенность остается высокой» в том, что космический корабль
сможет вернуть Уильямс и Уилмора на Землю.
Однако на брифинге для прессы 7 августа НАСА сообщило, что обсуждения в космическом агентстве по поводу безопасности капсулы Starliner вышли на новый уровень, что побудило федеральное агентство более серьезно рассмотреть возможность отправки астронавтов домой на
корабле Crew Dragon компании SpaceX , который с 2020 года осуществил около десятка пилотируемых миссий в космос.
В субботу Нельсон заявил, что при принятии решения НАСА учитывало свой обширный опыт космических полетов — как успешных, так и неудачных. Опрос представителей НАСА из всех отделов агентства, а также исследовательских, надзорных и опытно-конструкторских центров был единогласным, по словам официальных лиц агентства.
«В прошлом у нас были ошибки: мы потеряли два космических челнока из-за отсутствия культуры, в которой информация могла бы быть доступна», — сказал Нельсон. «Космические полеты рискованны, даже в самых безопасных и даже в самых обычных условиях. А испытательный полет по своей природе не является ни безопасным, ни обычным».
SpaceX уже планирует выполнить рутинную миссию на Международную космическую станцию, перевозя четырех астронавтов в рамках стандартной ротации экипажа на борту орбитальной лаборатории. Но миссия, называемая Crew-9, теперь будет переконфигурирована для перевозки двух астронавтов на борту вместо четырех.
Эта корректировка оставит два свободных места для Уильямса и Уилмора, которые они займут в полете домой Crew-9. Астронавты также присоединятся к команде Crew-9, став частью официальной экспедиции на МКС. С этим переходом Уильямс и Уилмор останутся на месте еще на шесть месяцев — срок обычной миссии на космическую станцию.
Перевод в Crew-9 отодвинет возвращение дуэта на орбиту не ранее февраля 2025 года.
Однако Starliner полетит домой пустым. Если его обратный путь без экипажа пройдет успешно, NASA столкнется с критически важным решением: выдать ли Starliner официальную сертификацию для пилотируемых космических полетов — шаг, который позволит аппарату совершать регулярные полеты на орбиту — несмотря на то, что он не выполнил свою миссию, как предполагалось.
На пресс-конференции в субботу не присутствовал ни один представитель Boeing. NASA указало, что есть «небольшие разногласия по уровню риска» по сравнению с оценкой Boeing, и космическому агентству действительно нужно поработать над отношениями с компанией.
Однако Нельсон добавил, что он «на 100%» уверен, что Boeing решит эти проблемы и подготовит Starliner к еще одной пилотируемой миссии в будущем.
В заявлении, сделанном в субботу, Boeing заявила, что «продолжает уделять внимание, прежде всего, безопасности экипажа и космического корабля. Мы выполняем миссию, определенную NASA, и готовим космический корабль к безопасному и успешному возвращению без экипажа».
Неисправные двигатели
Пять из 28 «реактивных двигателей управления» Starliner вышли из строя во время первого этапа испытательной миссии Boeing. Все, кроме одного, в конечном итоге были восстановлены.
И хотя Уильямс и Уилмор рассчитывали провести в космосе всего восемь дней, их пребывание на борту орбитальной лаборатории уже было продлено примерно на два месяца, поскольку инженеры на Земле работали над более глубоким изучением проблем с двигателями.
https://edition.cnn.com/2024/07/25/science/boeing-starliner-issues-root-cause-testing-nasa
Чиновники заявили, что им удалось воссоздать, как двигатели в космосе изнашиваются во время полета, с помощью испытаний на земле. Возможной первопричиной было накопление тепла внутри двигателей, которое может вызывать вздутие изолирующих уплотнений, ограничивая поток топлива, заявил Boeing.
Кроме того, проблемы с утечками гелия могут быть вызваны разрушением уплотнений из-за воздействия паров топлива, согласно комментариям Марка Наппи, менеджера программы коммерческих экипажей компании Boeing, сделанным 25 июля.
Тем не менее, изначально NASA не удалось прийти к единому мнению о том, как эти проблемы могут повлиять на возвращение астронавтов из космоса, и насколько велик риск, который они представляют.
Неопределенность, связанная с уровнем риска, является причиной того, что агентство обращается за помощью к SpaceX и ее «рабочей лошадке» Crew Dragon, заявил в субботу Стив Стич, менеджер коммерческой пилотируемой программы NASA.
«Суть вопроса о возвращении Starliner в том, что было слишком много неопределенности в прогнозах по двигателям», — сказал Стич. «Это было слишком рискованно с экипажем, поэтому мы решили продолжить путь без экипажа».
Тернистый путь Starliner
NASA неоднократно заявляло, что способность SpaceX вмешаться подчеркивает, что космическое агентство намеренно разработало свою коммерческую пилотируемую программу, в рамках которой были разработаны Starliner и Crew Dragon, чтобы каждый космический корабль мог служить резервом для другого.
«Мы находимся в своего рода новой ситуации, и у нас есть несколько вариантов», — сказал Кен Бауэрсокс, заместитель администратора Управления миссий космических операций НАСА, 7 августа. «Это то, с чем нам придется иметь дело в будущем — мы можем оказаться в ситуации, когда нам нужно будет вернуть экипаж Dragon (SpaceX) или экипаж «Союза» (российского) на Starliner.
«Вот почему нам нужно несколько транспортных средств — чтобы у нас была такая возможность», — добавил Бауэрсокс.
Тем не менее, в 2014 году федеральное агентство одновременно финансировало Crew Dragon компании SpaceX и Starliner компании Boeing. Crew Dragon работает уже четыре года, в то время как программа Starliner на сотни миллионов долларов превышает бюджет и отстает от графика на годы.
https://edition.cnn.com/2024/08/20/business/boeing-777x-issues
Процесс разработки компании Boeing также был отмечен ошибками.
Например, первая испытательная миссия Starliner, запущенная в 2019 году без экипажа, дала сбой на орбите и полет оказался совсем не таким, как ожидалось. В конечном итоге аппарат не состыковался с космической станцией, как предполагалось, и выяснилось, что результат был симптомом множества проблем с программным обеспечением, включая ошибку кодирования, из-за которой внутренние часы сбились на 11 часов.
Второе
испытание беспилотного полета в мае 2022 года выявило дополнительные проблемы с программным обеспечением, и команды миссии рассмотрели проблемы с некоторыми двигателями корабля. Однако первопричина проблем с двигателями, преследовавших эту пилотируемую миссию, была упущена два года назад.
Будет ли в конечном итоге сертифицирован корабль Starliner после возвращения на Землю, вероятно, станет спорным вопросом, который считается самым опасным этапом миссии. Автономному кораблю придется использовать свои двигатели, чтобы точно сориентироваться, когда он нырнет обратно в плотную атмосферу Земли. Ожидается, что давление и трение нагреют внешнюю часть корабля примерно до 3000 градусов по Фаренгейту (1650 градусов по Цельсию).
Затем парашюты Starliner должны раскрыться без проблем и замедлить космический корабль, прежде чем активируются подушки безопасности, которые раскроются и смягчат посадку.
Если капсула Starliner в конечном итоге будет сертифицирована, она может присоединиться к Crew Dragon компании SpaceX в выполнении регулярных полетов на космическую станцию для ротации персонала. В настоящее время такие полеты происходят примерно каждые шесть месяцев.
Взвешивание затрат
Однако, если космическому кораблю откажут в сертификации, это станет еще одним ударом по уже сильно испорченной репутации Boeing. Несоответствие цели может обойтись компании во многие миллионы дополнительных долларов — в дополнение к примерно 1,5 миллиардам долларов, которые компания уже зафиксировала в убытках по программе Starliner.
Перерасход средств породил постоянные слухи о том, что Boeing может не довести программу Starliner до конца.
Однако в субботу Нельсон заявил, что недавно он разговаривал с новым генеральным директором Boeing Келли Ортбергом о статусе Starliner.
«Я рассказал ему, как хорошо Boeing работала с нашей командой, чтобы прийти к этому решению», — сказал Нельсон, — «и он выразил мне намерение, что они продолжат работать (над) проблемами, как только Starliner благополучно вернется, и что у нас будет резерв и доступ экипажа к космической станции».
Однако пока не ясно, кто возьмет на себя расходы на дополнительные испытания и разработки, которые могут потребоваться для завершения разработки Starliner.
В субботу компания Nelson повторила, что ее сделка с Boeing представляет собой «контракт с фиксированной ценой», то есть она рассчитана на единовременную выплату, и платежи не растут с задержками, как это происходит в альтернативных контрактах, таких как «издержки плюс».
Однако Нельсон добавил, что обсуждение того, сколько Boeing готов заплатить за дополнительные испытания, не было частью его разговора с генеральным директором.
«У меня нет ответа на этот вопрос, и я не думаю, что у нас будет ответ», — сказал Нельсон.