В сегодняшних "Ведомостях" большое интервью нового генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева. Самые, наверное, интересные для форумчан абзацы из этого интервью:
«Аэрофлот» должен быть № 1 среди российских авиакомпаний — как на внутренних, так и на международных направлениях. Долгое время лидером внутри страны была «Сибирь». Воля случая, кризис — и мы вырвались, но не потому, что стали сильнее, а потому, что конкурент ослаб. Наша задача — удержаться. Четвертый показатель — коммерческая загрузка самолетов. Сегодня она очень низкая — 62%. Зато планка высокая. Пятый — пунктуальность. Как ни странно, но исключительный сервис на борту дает дополнительно всего 5-7% доходов. Зато грамотные стыковки рейсов — в три раза больше. А тут главное — не опаздывать. Самолет должен прибыть на стоянку не позже 15 минут от времени, указанного в расписании. Коэффициент нашего разгильдяйства оценен всего в четверть часа! Есть перечень форс-мажорных обстоятельств, в частности метеоусловия. Наконец, шестой — это безопасность полетов, уровень которой должен быть не ниже 99,95 по утвержденной методике, что соответствует высшему уровню. Показатели подобраны не случайно, они как бы цепляются друг за друга. Что стоит обеспечить высокую загрузку рейсов? Продавай билеты не за $1000, а за $100. Но тогда я завалю ROIC и EBITDAR. Мы должны создать комфортные условия для пассажиров, обеспечить безопасность полетов и чтобы это все было рентабельным.
<...>
— Каково соотношение в «Аэрофлоте» прибыльных и убыточных рейсов?
— 40% направлений убыточные.
— Почти половина. И это несмотря на высокие тарифы «Аэрофлота»? Собираетесь закрывать?
— Самый убыточный — Москва — Лос-Анджелес. В год он дает убыток от $14 млн до $21 млн. Но об отмене рейса речь не идет. Я изучал его почти два месяца. Мы вывернули наизнанку все затраты, разработали комплекс мер. Сейчас еженедельно слушаем отчет, как этот рейс развивается. По нашему плану с июня 2010 г. он должен быть прибыльным. Что касается тарифов, мы смотрим на вещи реально. Если есть спрос и хорошая загрузка, то зачем устраивать демпинг? Нам же тоже надо доходность поднимать. По ряду направлений мы снижаем цены, если видим, что можем заработать за счет загрузки. Например, Бангкок стал дешевле всего на $20, а загрузка тут же превысила 80%.
<...>
— У нас — бизнес-класс, которого практически нет в «большой тройке» на маршрутах короткой и средней протяженности: отдельные большие сиденья. У европейских перевозчиков классы разделены шторкой — в «бизнесе» те же три стандартных кресла, как и в «экономе». Не спорю, упрощенная компоновка салона самолета выгодна с экономической точки зрения. Но мы сохраним наше преимущество. Кстати, у нас самая большая размерность кресел и в экономклассе. У «Аэрофлота» очень молодой парк самолетов: в 2009 г. получим 24 новых лайнера Airbus. До конца нынешнего года выведем все Ту-154 и ждем первый самолет Sukhoi Superjet100.
Ну а полностью читайте интервью здесь:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/07/27/206917
Там кроме обсуждения экономических вопросов еще достаточно подробно и про грядущие сокращения сотрудников, и про глюканутый оффсайт Афла, и про новый гардероб бортпроводников etc