Ух, как здесь интересно!
До 95 или 96 года у "Люфтганзы" бизнес-класс был такой же, как эконом. Как, собственно, у практически всех европейских авиакомпаний, которые вслед за SAS и BMI убрали в 80-е годы первый класс с коротких рейсов.
Фактически бизнес-класс, когда он появился (QANTAS, 1979) был тем, что сейчас называют улучшенным экономом. То есть это были высокие тарифы, и за эту переплату пассажирам предлагали не только полную гибкость билетов, но и наземное обслуживание (отдельные стойки и лаунджи), увеличенную норму багажа, более обширное и разнообразное питание. И -- традиция! -- бесплатное шампанское. В экономе шампанское продавали, в отличие от прочего алкоголя.
Одинаковые кресла (иногда у них были разные накидки на подголовники и другие мелкие признаки "особости") давали возможность гибко менять распределение мест -- от 100% эконома до наоборот.
Разумеется, по возможности пассажиров бизнес-класса рассаживали с минимальной плотностью. Так что можно было наблюдать при полностью забитом экономе бизнес-класс, где сидят по одному пассажиру в ряду. Это делалось не только ради комфорта самых дорогих пассажиров, но и дополнительное подчёркивало статус и преимущества бизнес-класса.
Редким исключением были Swissair и KLM, у которых в бизнес-классе кресел в ряду было на одно меньше. Поскольку у SR европейский флот состоял из DC/MD, "Фоккеров" и BAe-146 с пятью креслами в экономе, бизнес был 2+2, и они его рекламировали как "Все кресла либо у окна, либо у прохода!"
КЛМ поступала весьма гуманно: блоки по схеме 2+3 ставили с запасом, практически до половины салона. И когда пассажиров в бизнесе было мало, часть таких "бизнесовых" кресел доставалась "экономистам".
"Эр Франс" стала делать трансформируемые кресла. Из спинки среднего откидывается столик, а внутренние подлокотники сдвигаются к середине. Поэтому получаются более широкие кресла. На самом деле встроенный в спинку откидывающийся вперёд столик давно уже использовали американские авиакомпании, но там это не было элементом трансформации салона в другой класс. Проcто вот такая дополнительная возможность на не полностью занятых рейсах. Как поднимающиеся подлокотники, дающие возможность полежать в незанятом блоке кресел.
Для "Люфтганзы" Recaro разработала принципиально другие. Они были двух версий: по левому борту кресла сдвигались, а по правому раздвигалось. Так слева трехместный блок превращался в двухместный, а справа -- кресла просто делались шире.
Аналогичные кресла начали использовать Swissair и Austrian с покупкой первых "Эрбасов". Такие кресла прозводили и другие компании -- SICMA и, кажется, Avio Interiors тоже. Их использовали BA, Iberia, Aer Lingus, TAT, Sabena (не помню, она сама или уже SN), позже Alitalia и Finnair. Можно сказать, что это стало Industry standard. На самолётах с экономом 2+3 ("Фоккеры", например) стали ставить немного другой вариант -- двухместный блок просто раздвигался, а трехместный трансформировали в двухместный.
"Аэрофлот" рассматривал два варианта бизнес-класса, когда готовился к закупке А320. Насколько я понял, версия с трансформируемыми креслами (как у "Эр Франс") не была одобрена пассажирами. Хотя ещё недавно бизнес-класс в Ту-154 и Ил-62 выглядел точно как эконом, только кресла стояли не с кошмарным шагом в 750 мм, а с вполне приемлемым 810. А в Ил-86 бизнес-класс и вовсе был в переднем салоне эконома? и никакой рассадки по двое вместо трёх... впрочем, видеть полностью занятый бизнес на Ил-86 мне не приходилось никогда.
К середине нулевых годов "Люфтганза" кинулась экономить. На коротких рейсах кресла в бизнесе больше не трансформировали и даже сажали просто по трое. На относительно дальних (в Мокву в том числе) тоже решили больше не возиться (хотя возни-то -- одно движение рычага), а объявили о рассадке по двое в трехместный блок. Или даже в четырехместный -- в среднем ряду в А300. Подозреваю. что кресла просто стали изнашиваться. И трансформация проходила не быстро и даже не всегда.
То же самое происходит и в других компаниях -- кресла либо не двигают. либо сдвигают раз и навсегда, и сажают только по два человека в блок.
В 2006 весь среднемагистральный флот LH начали переоборудовать -- даже довольно старые 737. Новые крсла трансформировались по схеме "Эр Франс", то есть со сдвиганием подлокотников и откидыванием столика из спинки.
У Swiss кресла тоже от Recaro, но другой конструкции: столик на кронштейнах поднимается снизу, из-под кресла, а подлокотники просто убираются к спинкам -- их роль выполняет столик. Так что эффект расширения кресла тоже имеет место.
У ЧСА кресла траснформируются, но (сужу толькопо фоткам) с установкой специальной насадки в середину, так что выглядят они пороскошнее.
С 1 июня 2003 года КЛМ вводит вместо бизнес-класса на европейских линиях класс Select -- кресла как в экономе, но с увеличенным шагом (33"), и, естественно, при возможности пассажиров рассаживают с минимальной плотностью -- я там летал в прошлом году пару раз, обычно сидели по 1-2 человека в блоке.
"Остриэн" в ходе очередной смены концепции опять ввела стандартные кресла, но с рассадкой 2+2.
У "Эр Франс" ничего не изменилось.
"Алиталиа" имеет компоновку 2+3 (трансформация), но сажает по двое.
"Бритиш" отказывается от трансформируемых кресел, насколько я помню. У польского "Лёта" бизнес всегда был 3+3.
Бизнеск-класс по российским стандартам из Москвы предлагает BMI.