О космосе - общая ветка

xoid

Старожил
команда форума
Опубликован объединенный план по освоению космоса, сделанный в 1989 году.

Довольно забавный документ с учетом его авторства.
А вот объективная реальность
 
С большим интересом почитал этот план!
Самоподдерживающаяся колония на Марсе в 2035 году.... ну ну... оптимисты они однако

Если поискать в инете прогноз освоения космоса, сделанный КЭЦ, то америкосы его собираются перевыполнить по срокам в 3 раза!
Достоверной ссылки нет, но в памяти отложилось, что на 2120 год КЭЦ назначил всего лишь начало добычи полезных ископаемых на Луне...
И пока что его план более реалистичен, чем прожекты NASA/Роскосмоса )))
 
Последнее редактирование:
Реакции: Wen
сама идея экспансии в космос, похоже, умерла Так что мы не просто отстаем от графика, а и графика-то уже и нет.
Цели декларируются скорее по инерции, под их достижение ресурсов не выделяется. Вся надежда на американских частников и китайских государственников.
 
сама идея экспансии в космос, похоже, умерла
Большая часть того этапа, который можно было выполнить силами примитивных химических движков времён ВМВ - выполнена. АМС летают по Системе вполне свободно (хоть и долго). Проблемы навигации баллистического полёта, надёжности электроники, связи - решены почти полностью. Достаточно неплохо изучена поверхность Луны, Марса. Принципиально известен характер поверхности планет-целей следующего этапа: галлилеевых спутников, Титана. Изучены принципиальные медико-биологические проблемы - человек годами может жить внутри поясов ванАллена и неделями вне их, находясь в скорлупке из фольги. Сравнивать Салют-1 с МКС или Марс-3 с МСЛ - всё-равно, что долблёное бревно с углепластиковым катером. Требовать большего означало-бы удивляться отсутствию трансатлантической регулярки во времена Лейфа Эрикссона. На следующем этапе частники (скорее всего) обеспечат развитие относительно недорогих транспортных систем для ЛЕО. Пусть они идут медленно, но их много. Всё идет к тому, что лет через 10-15 доведут 2-режимный движок, благодаря которому эти системы станут одноступенчатыми. Маршевые (пусть маломощные) электрические двигатели сейчас активно разрабатываются и уже входят в употребление. В отличие от полутеоретических ЯРД, уже сейчас нет принципиальных проблем запускать маршевые ЭРД тягой в десятки Н в комплекте с реакторами. Ещё пару десятилетий назад технология была гораздо хуже. Вряд-ли ЭРД позволит летать к ближайшим планетам сильно быстрее, но транспортируемые массы увеличатся. Окажется сломан психологический барьер по поводу использования в космосе мощных реакторов. Энергии для систем жизнеобеспечения будет хоть залейся. Этот этап сейчас уже начинается. Сейчас нет всего-лишь видимых обывателю шапкозакидательских запусков. Технологии движутся, и довольно прилично.

Те, кто выделяет деньги это понимают. Иначе-бы НАСА (а вслед за ней и ЕКА) не планировали запуск на Марс стольких аппаратов, единственное предназначение которых - изучение физикохимических процессов на поверхности и в атмосфере.
 
Последнее редактирование:
Как-то, за выборами в Украине, прошла незамеченной новость.
Грузовик Dragon приводнился в Тихом океане

Маленький шажок.... ну сами знаете.
 
Как-то, за выборами в Украине, прошла незамеченной новость.
Нет, просто рухнул форум НК (в связи с переездом редакции). А ведь для существенной части народа тот форум является неиссякаемым источником космической копипасты
 
Россия как-то учавствует в этом процессе?
dunch, на мой взгляд, сейчас гораздо важнее - участвуют-ли в этом процессе конкретные коллективы конструкторов и разработчиков. Потому-что страна, в целом, выглядит примерно как уборщица обсерватории, заявляющая, что она участвует в поиске внесолнечных планет Кто скажет, что эта работа неважна? Однако, научным сотрудником её назвать нельзя. Картина на довольно ограниченном рынке транспортных услуг для околоземной ПК изменится в самые ближайшие годы. Пуляние туристов по баснословным тарифам наукой не назовёшь - ничего нового тут не приобретается. Что касается АМС и дальнего космоса - опыт 40-летней давности это уже не опыт. Способностей для организации комплексного проектирования современных систем класса, например, MSL в нынешней России не больше, чем в Зимбабве. А вот точное приборостроение пока ещё пропито не полностью. С ним и надо выходить на рынок.
 
Тут приобретается простота и надёжность массового производства. Конечно не высокая наука, но технологии - безусловно.
 
ИМХО, это нереально по целому ряду причин (перечислены в произвольном порядке).

1. "Рынок" космической техники очень специфический. Большинство технологий - "двойного назначения", а ограничения на распространение ракетных технологий никто не отменял. Все серьезные игроки (США, Франция, Китай, пока еще РФ) стремятся к технологической независимости. Так что поставки в принципе возможны только в рамках совместных разработок, которые возможны только в исключительных случаях (легальные и успешные прецеденты были с Китаем, Кореей, Индией).

2. В течение всей послевоенной истории ракетостроения точность БИНС баллистических ракет возросла на 3 порядка (от СКО в много км при дальностях в многие сотни км до порядка 100 м и даже менее на 10 тыс. км. И все это время СССР и, далее, РФ, перманентно в несколько раз отставали от США. Это отставание было и остается очень существенным, но несмертельным, для военного паритета, однако вряд ли нам есть что предложить по БИНС кому-то кроме Китая или Индии (Иран, КНДР и т.п. предлагаю не обсуждать).

Тут я более-менее в теме, ибо моя военная специальность - СУ больших ракет. Более того, мне всегда это было интересно, и я по-возможности "приглядывал" за прогрессом в этой области.

3. Точность класических БИНС определяется не ловкостью рук, а хитрыми конструкциями и, главное, технологиями и спец. оборудованием. А с этим сейчас должно быть совсем туго.

4. Точности, нужные для навигации КА, достигаются только применением разных методов коррекции траектории (спутниковая, астро, радиокомандная). Но это уже больше электроника, чем точная механика.

Так что в серьезных масштабах реальна только продажа крупной конечной продукции с точными приборами - военных самолетов, услуг по запуску КА и т.п. Но эта деятельность по понятным причинам медленно, но верно деградирует.
 
Не сказать, что туго, но необходима модернизация производств и она ведется. Проблема часто не в точности, а в габаритах и надежности.
 
 
"Кьюриосити" не нашел в атмосфере Марса

В марсианской атмосфере не обнаружен метан: об этом объявлено на сайте аэрокосмического агентства NASA. Нахождение этого газа могло бы подтвердить, что на Марсе некогда существовала жизнь, но предварительные результаты анализов, проведенных марсоходом "Кьюриосити", свидетельствуют, что метан может присутствовать в атмосфере Красной планеты лишь в незначительных количествах.
Исследование, проводимое "Кьюриосити", - первая попытка обнаружить метан, предпринятая внутри марсианской атмосферы: ранее аналогичные исследования проводились только при помощи наблюдения с Земли и с орбитальных аппаратов. Анализ проб, взятых марсоходом, показывает, что содержание метана в атмосфере Марса не превышает нескольких миллиардных частей объема, а может быть и вовсе равно нулю.

На земле до 90 процентов метана, который является основным компонентом природного газа, производится живыми организмами. Начиная с 2003 года, ученые, работавшие с наземными телескопами и орбитальными зондами, неоднократно заявляли о том, что метан на Красной планете есть, однако их коллеги ставили оправданность сделанных выводов под сомнение.
http://www.lenta.ru/news/2012/11/03/methane/
 
интересует такое вот: когда же БИНСы на МБР ставить начали?
 
Как-то без публичного ажиотажа 17 декабря прошёл очередной тест "Кузнечика". Летали, конечно, низэнько (~40м). Но в предыдущих тестах - и вовсе - едва отрывались. Посадить при 1G чисто на управляемых двигателях эдакую тяжёлую и длинную дурынду - такого, по-моему, в истории ракетной техники не было. Маску - очередные решпекты.В ближайшие месяцы обещают полётушки на серьёзных высотах, а потом будут штурмовать сверхзвук.

 

А Аполлон на Луну? И все, что садилось не на Землю?
Когда стартует ЛЮБАЯ ракета вертикального старта (МБР, космический ракетоноситель) - те же проблемы с обеспечением устойчивости при движении на малых скоростях, сразу же после отрыва.
Имхо, просто не было необходимости в ЛА с такими конструктивными пропорциями, который бы спускался вертикально на тяге маршевого двигателя.
 
А Аполлон на Луну? И все, что садилось не на Землю?
на Луне 1/6G. Центр тяжести LEM массой 15 тонн гораздо ниже. А на Землю садилась маленькая капсула на парашютах
К сожалению, не нашёл данных по массе баков 1й ступени F9 (которые и есть Кузнечик). Но вся F1 (которая гораздо меньше) весит 38 тонн.
Не в устойчивости (не только в ней) проблема. Просто переть вверх с той тягой, которую смог развить движок - гораздо проще. Для этого вообще не нужен двигатель с управляемой тягой - достаточно газовых рулей. А вот произвольно менять тягу мощного маршевого движка и суметь подойти с нулевой Vy в момент касания - гораздо сложнее. Использование маршевого движка для посадки такой тяжёлой и высокой штуки на Землю - впервые
 
интересует такое вот: когда же БИНСы на МБР ставить начали?
НЯЗ, все реальные баллистические ракеты всех времен и народов (кроме некоторых типов тактических ракет), начиная с ФАУ-2 и ее советской копии Р-1, имели БИНС (бортовую инерциальную навигационную систему). Поскольку сокращение "БИНС" не вполне однозначно (Б - бортовая, бескарданная или бесплатформенная), ниже пишу "ИНС". В некоторых самых различных ракетах первого поколения (например, в МБР "Атлас" в США, а также в ОТР Р-2 и в МБР Р-7 в СССР) для повышения точности применялась радиокоррекция, а в некоторых более поздних ракетах - астрокоррекция, спутниковая коррекция и/или корреляционное самонаведение на конечном участке траектории по радиолокационной или оптической карте района цели. Но все это - только методы повышения точности сверх той, которая обеспечивается ИНС.

Более того, ИНС сейчас применяется даже в наиболее дальнобойных реактивных снарядах РСЗО ("Смерч", дальность до 70 или до 90 км). А простейшая ИНС необходима и на серьезных ракетах "Земля-воздух" и "воздух-воздух" с самонаведением - без хотя бы грубого автономного ориентирования в пространстве самонаведение в принципе может быть только по самому примитивному алгоритму "погони".

Разумеется, ИНС бывают разных классов как по функциональной сложности, так и по точности гироприборов и акселерометров. На самых первых ракетах первого поколения (ФАУ-2, Р-1, Р-2) ИНС содержала только простейшие автомат угловой стабилизации (АУС) и автомат управления дальностью (АУД). Такой АУС содержал гирогоризонт, снабженный механизмом программного разворота по тангажу, и 2 гировертиканта для стабилизации по крену и по курсу, и отрабатывал сигналы рассогласования углов поворотом газовых рулей. Простейший АУД представлял собой маятниковый акселерометр с электролитическим интегратором, резко выключающий двигатели ракеты (отсечными клапанами перед камерой сгорания) при достижении заданной "кажущейся скорости". А поперечный снос траектории у ОТР Р-2 отрабатывался радиокоррекцией по данным от наземной РЛС.

В середине первого поколения ракет (знаменитые МБР Р-7 и РСД Р-12 конца 50х), в структуру ИНС стали также входить автомат боковой и нормальной стабилизации (АБНС) и регулятор кажущейся скорости (РКС). АБНС содержит акселерометры бокового и нормального ускорений (в то время - маятниковые, позже - поплавковые), сигналы с которых отрабатывались газовыми рулями или рулевыми двигателями наравне с сигналами рассогласования от гироприборов АУС. РКС содержит интегратор отличия продольного ускорения от заданного, измеряющий текущую разность угла прецессии "тяжелого" гироскопа под действием продольного ускорения и угла, пропорционального кажущейся скорости, задаваемого программным механизмом. Сигнал рассогласования кажущейся скорости используется для регулировки тяги двигателя изменением подачи топлива (тогда - перекиси водорода, позже - основных компонентов) в газогенератор турбонасосного агрегата маршевого двигателя.

А с конца первого поколения ракет (РСД Р-14 и МБР Р-16 в начале 60х), все ИНС стратегических ракет (РСД и МБР), НЯЗ, стали делать на основе гиростабилизированной платформы (ГСП), на которой размещались гироскопы АУС и датчики АБНС, РКС и АУД.

Одновременно с функциональным усложнением ИНС, в течение нескольких поколений ракет (сейчас - пятое) перманентно происходило повышение точности гироприборов, акселерометров и вычислителей:
- гироскопы с газовыми подшипниками, поплавковые гироскопы, поплавковые ГСП в целом и т.п.,
- замена маятниковых акселерометров АБНС поплавковыми, совмещение акселерометров АУД и РКС и т.п.,
- замена аналоговых вычислителей (механических и электронных) на БЦВМ.
В результате точность ИНС за 60 лет возросла на 2,5 порядка - от многих км за сотни км в 40е до сотен м (без коррекции) за 10 тыс. км на рубеже веков. А разные методы коррекции обеспечивают СКВО менее 100 м у МБР и порядка 10 м у ОТР.

ЗЫ. В 70е появились т.н. бескарданные, или бесплатформенные, ИНС на основе оптических гироскопов (кольцевых лазерных - КЛГ, а позже и волоконно-оптических - ВОГ), которые тоже стали называть "БИНС". И если вопрос о применении в МБР именно таких БИНС (бескарданных), то точно не отвечу. На ОТР и самолетах такие БИНС с КЛГ применялись, НЯЗ, с конца 70х, и широко применяются сейчас. По сочетанию точности и габаритов, НЯЗ, КЛГ достигли уровня, приемлемого для МБР, в 80е. Но, по крайней мере, в последних по времени разработки МБР США МХ и Трайдент-2, применены ИНС с ГСП. И прецеденты применения бескарданных ИНС в каких-либо МБР мне неизвестны.
 
Последнее редактирование: