ЛевМих, Вы не путайте БИНС и ИНС , в теме ракетной техники не спец, но там были варианты без ИНС, но что то типа обычного гиростабилиатора плюс гироинтегратора линейных ускорений.
Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
Ranger_avv, спасибо за замечание. Я писал тот пост по памяти, а во времена моей молодости (порядка 40 лет назад), когда я изучал СУ разных ракет, все новые ИНС ракет были с ГСП, и аббревиатура БИНС означала просто бортовую ИНС (а других и не было). В 70е на моих глазах реально появились ИНС с кольцевыми лазерными гироскопами (КЛГ), которые в близких мне кругах (а я в 80е и 90е эпизодически соучаствовал в разработке КЛГ) стали называть бескарданными или, реже, бесплатформенными. Но я не проследил произошедшее изменение общепринятого смысла сокращения БИНС.ЛевМих, Вы не путайте БИНС и ИНС , ...
Но все-таки это тоже ИНС - хотя и предельно упрощенные. Примерно так и было до появления ГСП (в СССР - до разработки РСД Р-14 в начале 60х). И я такие ИНС без ГСП, от Р-1 до Р-12, подробно описал:... в теме ракетной техники не спец, но там были варианты без ИНС, но что-то типа обычного гиростабилизатора плюс гироинтегратора линейных ускорений.
...
Разумеется, ИНС бывают разных классов как по функциональной сложности, так и по точности гироприборов и акселерометров. На самых первых ракетах первого поколения (ФАУ-2, Р-1, Р-2) БИНС содержала только простейшие автомат угловой стабилизации (АУС) и автомат управления дальностью (АУД). ...
В середине первого поколения ракет (знаменитые МБР Р-7 и РСД Р-12 конца 50х), в структуру ИНС стали также входить автомат боковой и нормальной стабилизации (АБНС) и регулятор кажущейся скорости (РКС). ...
А с конца первого поколения ракет (РСД Р-14 и МБР Р-16 в начале 60х), все ИНС стратегических ракет (РСД и МБР) стали делать на основе гиростабилизированной платформы (ГСП), на которой размещались гироскопы АУС, датчики АБНС, РКС и АУД.
...
ЗЫ. В 70е появились т.н. бескарданные, или бесплатформенные, ИНС на основе оптических гироскопов (кольцевых лазерных - КЛГ, а позже волоконно-оптических - ВОГ), которые тоже стали называть "БИНС". И если вопрос именно о таких БИНС (бескарданных), то точно не отвечу. На ОТР и самолетах такие БИНС с КЛГ применялись, НЯЗ, с конца 70х, и широко применяются сейчас. По сочетанию точности и габаритов, НЯЗ, КЛГ достигли уровня, приемлемого для МБР, в 80е. Но, по крайней мере, в последних по времени разработки МБР США МХ и Трайдент-2, применены ГСП. И прецеденты применения бескарданных ИНС в каких-либо МБР мне неизвестны.
Чёрт возьми! А я ведь, по простоте душевной, тоже расшифровывал эту аббревиатуру именно так.во времена моей молодости (порядка 40 лет назад), когда я изучал СУ разных ракет, все новые ИНС ракет были с ГСП, и аббревиатура БИНС означала просто бортовую ИНС
Очень скудная. Я все же попробую пролистать одну книжицу по гироскопии с ракетным уклоном. Издание старое, но может вполне устроит.А вот популярная информация по СУ ракет весьма скудная
Спасаемые, (да еще ТАКИМ образом! ) ступени с прицелом на пилотируемые полеты .... Кроме как "Ну, ну ..." сказать нечего.Использование маршевого движка для посадки такой тяжёлой и высокой штуки на Землю - впервые
Но по надежности и стойкости к вибрациям - имхо, пока еще нет.По сочетанию точности и габаритов, НЯЗ, КЛГ достигли уровня, приемлемого для МБР, в 80е.
Мне тоже. Поэтому и спросил.И прецеденты применения бескарданных ИНС в каких-либо МБР мне неизвестны.
Вопрос спорный. КЛГ давно применяются в БИНС самолетов ГА, где требуется время безотказной работы десятки тыс. час. И КЛГ давно применяются в БИНС ОТР и еще меньших изделий, где ускорения и вибрации наверняка круче, чем на МБР. Ссылки найти непросто, но факты имеют место.Но по надежности и стойкости к вибрациям - имхо, пока еще нет.
Категорически возражаю. ИНС в принципе нельзя "дублировать" аппаратурой СНС, ибо СНС повышает не надежность, а точность ИНС.... там ИНС с КЛГ дублируется аппаратурой пользователя спутниковых навигационных систем (АП СНС), что доводит надежность СУ до приемлемого уровня.
Имеется в виду не наработка на отказ (неисправность), а функциональная устойчивость, например, типа неприемлемый дрейф исправного прибора.КЛГ давно применяются в БИНС самолетов ГА, где требуется время безотказной работы десятки тыс. час.
Ну не круче, однако!И КЛГ давно применяются в БИНС ОТР и еще меньших изделий, где ускорения и вибрации наверняка круче, чем на МБР.
Вот пример комбинированной СУ, способной выводить РН "Пегас" на заданную орбиту в режиме "GPS only" при недопустимых погрешностях ИНС, квалифицируемых как отказ.Категорически возражаю. ИНС в принципе нельзя "дублировать" аппаратурой СНС, ибо СНС повышает не надежность, а точность ИНС.
У ГСП как раз стойкость к внешним воздействиям в среднем ниже чем у БИНС. И дрейф исправного в среднем у платформенных систем выше, плюс жесткие требования к термостатированию, питанию и времени готовности, ну и стоимость ГСП мягко говоря высокая, наработка на отказ тоже ниже в разы. В плане стойкости лучше всего ВОГи, но они в целом по точности ниже чем лазеры, но сейчас уже выходят на уровень
К сожалению, нет.А более подробное описание есть?
Идет замена на БИНСы, НЯЗ.Ranger_avv, Вопрос не в том, что круче: механический гироскоп, КЛГ или ВОГ, а в том, что для определенных приложений (МБР, в частности) ИВК (инерциальный вычислительный комплекс) с ГСП на данный момент предпочтительней, чем БИНСы.
БИНС, если честно тоже уже лет 30 существуют, так что отработанность технологий тут не совсем аргумент.Отработанность технологий ИВК с ГСП
По теме вибраций. БЧЭ подвешен на аммортизаторах, и ВЧ вибрация-как раз в принципе его не волнует, а вот НЧ-проблема. Впрочем это такая же проблема и в ГСП. В И-21 стояли межрамочные демпферы, например.По первому пункту. Это и есть тема вибраций. Дело в том, что ГСП к ним в какой-то степени инертна (например, к высокочастотным, обусловленным акустикой двигателя), а БИНС с КЛГ - нет. То есть БИНС измеряет ВСЕ движения, включая вибрации, в результате чего полезный сигнал (ускорения и развороты корпуса ракеты) оказывается зашумленным. (это не считая изменений длины оптического пути и прочего под воздействием механических деформаций, сопутствующих вибрациям). Для дальностей ТР и ОТР - это, возможно, приемлемо, а для МБР - явно нет. (сие, конечно же, не значит, что для ГСП вибрации пофиг).
Но к гироскопам были претензии-собственно самой платформе практически ничего не страшно. Надежность ИНС практически всегда упирается в гироскопы (раньше еще и в вычислитель, но сейчас проблема снялась)По второму. Надежность СУ РН «Зенит» (первый пуск 1985 год) достигалась через кворум (2 из 3) в трех независимых каналах измерений и вычислений. То есть было 3 комплекта комплекса командных приборов, три спецвычислителя. А вот ГСП была одна (все три ККК были на одной платформе). То есть, если в ККК и прочем сомневались, то к ГСП вопросов не было. В то же время надежность новой СУ для «Циклон-4» обеспечивается двумя комплектами БИНС и АП СНС, а требуемая точность (гарантированная) выведения – только совместным режимом (ИНС плюс СНС). (Разумеется, уровень освоения технологий КЛГ в Украине не является показательным)
Жаль.К сожалению, нет.
Точно на межконтинентальных баллистических ракетах?Идет замена на БИНСы, НЯЗ.
КП СПС "Арсенал"Скажите, а кто КЛГ на Украине делает для этих целей?
Скорее, наоборот. У ОТР и, тем более, ТР, продольное ускорение и вибронагрузки обычно в несколько раз больше, чем у МБР. А у "маленьких" (земля-воздух, воздух-земля и т.п.) ускорение на порядок больше, и должен быть заметно шире реальный частотный спектр вибраций.Ну не круче, однако!
По маленьким не очень в курсе, но во-первых, чем меньше тяга двигателя - тем меньше и вибронагрузки.
Это справедливо. Относительная точность, желательная для неядерной ОТР (в идеале - СКВО порядка 10 м за сотни км) в несколько раз ниже, чем требуемая от современной "противошахтной" МБР (порядка 100 м за 10 тыс. км). И оба эти уровня точности достигаются только в комбинированных СУ, с разными методами коррекции, а точность лучших ИНС хуже, по крайней мере, в несколько раз (у ОТР, ИМХО, на порядок). Но точность СУ ОТР и, особенно, ТР, значительно сильнее ограничена приемлемыми стоимостью и массогабаритными показателями, чем точность СУ МБР.Затем дальности ТР и ОТР существенно меньше чем МБР, то есть погрешности, вносимые вибрациями, могут быть для ОТР вполне приемлемыми, а на дальностях МБР - уже нет.
Из рекламы по ссылке вовсе не следует, что режим "GPS only" - полноценный. В частности, я плохо представляю, как в этом режиме обеспечить угловую стабилизацию в реальном времени (время отработки возмущений - доли секунды). И, кстати, приведенная в этой рекламе точность по скорости (0,3 м/с ср.-кв.) для МБР означает СКВО по дальности почти 1 км на 10 тыс. км - а есть и другие погрешности СУ.Вот пример комбинированной СУ, способной выводить РН "Пегас" на заданную орбиту в режиме "GPS only" при недопустимых погрешностях ИНС, квалифицируемых как отказ.
http://www51.honeywell.com/aero/common/documents/myaerospacecatalog-documents/E-SIGI.pdf
40 лет назад меня учили, что решающее преимущество ГСП на ракетах перед набором отдельных датчиков углов и ускорений (как и в современных БИНС) - поддержание оптимальной ориентации акселерометров нормальной и, главное, боковой стабилизации. И дело не только и не столько в упрощении алгоритмов, сколько в том, что эти акселерометры должны иметь чувствительность порядка 0,001 м/с2 на фоне продольного ускорения до 100 м/с2, и надо минимизировать "перекрестную" помеху, сделав акселерометры по возможности нуль-индикаторами. На самолете это невозможно, да и не нужно - там среднее продольное ускорение очень мало, а поперечные ускорения - большие. Соответственно, на самолетах ГСП не имеет этого преимущества, а на баллистических ракетах оно очень важно.Вопрос не в том, что круче: механический гироскоп, КЛГ или ВОГ, а в том, что для определенных приложений (МБР, в частности) ИВК (инерциальный вычислительный комплекс) с ГСП на данный момент предпочтительней, чем БИНСы.
Это обусловлено следующими причинами.
1. Физико-механические особенности ГСП
2. Отработанность технологий ИВК с ГСП
3. Более простые алгоритмы управления и (что было актуально в 80-е годы) - более простые вычислительные процедуры.
НЯЗ, "Арсенал" делал КЛГ еще в 80е.Понятно, знакомая фирма, но ИМХО это не совсем их профиль. Хотя астроголовки делали и делают хорошие.
Значит я просто с этим не сталкивалсяНЯЗ, "Арсенал" делал КЛГ еще в 80е
Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/12/01/2013/840045.shtmlК 2020 году РФ планирует разработать космические системы для полетов человека на Луну. Об этом сказано в основных положениях госпрограммы "Космическая деятельность РФ в 2013-2020 годах", которые были опубликованы сегодня, 12 января, на сайте Роскосмоса.
За 7 лет планируется "реализовать проекты, которые позволят преодолеть сложившееся отставание от ведущих космических держав" в в области фундаментальных космических исследований.
В рамках намеченной программы по углубленному изучению Луны создадут, помимо транспортной системы, способной обеспечить полеты человека к Луне, и целый класс новых технологий - "технологий межпланетных полетов и напланетной деятельности человека".
Запланированы также миссии по доставке на землю образцов лунного грунта для детального изучения.
Напомним, что осенью минувшего года курирующий вопросы оборонно-промышленного комплекса вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в интервью заявил, что главной целью России в космосе на ближайшие десятилетия может стать строительство базы на Луне, хотя помешать этому может нехватка кадров.
БЧЭ подвешен на аммортизаторах, и ВЧ вибрация-как раз в принципе его не волнует