О космосе - общая ветка

Интересно, если бы сейчас продолжал существовать СССР и космическая отрасль в нём продолжала развиваться, какие действия мог бы предпринять руководитель типа Хрущёва, дабы "поднять перчатку", брошенную американцами в виде запуска автомобиля за орбиту Марса? Ведь тогда очень ревниво наблюдали за успехами своих противников. Устроить "падающую звезду" в вечернем небе Аризоны из электрокара, влетевшего в атмосферу со второй космической? Возможно ли технически?

А если серьёзно, то Маск (и НАСА вообще) верно нащупал современное целеполагание в отношении к космосу. Если раньше в приоритете был "хлеб", то теперь зрелища. Поскольку отдачи от космической деятельности в виде неограниченных ресурсов и энергии в обозримое время ждать не приходится, сделали ставку на красивые изображения тел Солнечной системы, марсианских пейзажей, космический туризм и пиар-акции.
 
Да и раньше преимущественно были зрелища. Доставка вымпелов с гербом СССР на поверхность Луны - та же "пиар-акция", что и Тесла в космосе. А "любимый лунный трактор" был маскотом всей советской космонавтики.
 
Должен был взлететь прогресс МС-08, но какой-то сбой, на последних секундах пуск отложен.
UPD.
На старте прошла команда на автоматическое выключение двигателей, причины выясняются. Пуск перенесен на резервную дату - 13 февраля.
 
Последнее редактирование:
В интернете появились видеокадры, на которых запечатлена первая реакция основателя компании Space X Илона Маска в момент успешного старта его сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy.
Кадры были сделаны съемочной группой канала National Geographic, которая провела с Маском весь день 6 февраля, когда ракета была запущена с 39 площадки космодрома на мысе Канаверал.
На них видно, что в момент отрыва ракеты от стартового стола Маск от восхищения выругался, а затем вместе с другими коллегами выбежал из центра управления и стал восхищенно наблюдать за полетом.

"Мать твою, эта хреновина полетела... Смотрите на нее! Это нереально!", - прокричал Маск в момент отрыва и в первые секунды после старта.

https://news.nationalgeographic.com...cts-spacex-falcon-heavy-launch-space-science/
 
Запущенный в космос электрокар Tesla Roadster приблизится к Марсу лишь 8 октября 2020 года, расстояние до Красной планеты составит около 7 миллионов км. Об этом сообщает журнал Popular Mechanics.
Более "размытый" прогноз подхода аппарата к Марсу - между 2018 и 2030 годами.
Как написал ученый Джонатан Макдауэлл из Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики, Tesla Roadster будет размещаться за пределами влияния гравитационной сферы Марса.
По подсчетам астрономов, орбита автомобиля пересекает орбиту Марса и даже проходит вблизи орбиты астероида Церера. Ее перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты) составляет 0,98 астрономических единиц, а афелий (наиболее удаленная от Солнца точка орбиты) - 2,61 астрономической единицы.
Добавим, мимо Земли Tesla Roadster пролетит несколько раз. Это произойдет, по подсчетам астрономов, в 2021, 2026, 2031 и 2039 годах. В будущем расчеты могут быть скорректированы, так как они не учитывают влияние некоторых факторов, в частности - солнечного ветра.
"Ближе всего в период до 2030 года Roadster подойдет к Земле после марта 2021 года. Расстояние составит 45 миллионов км", - добавил Джонатан Макдауэлл. Тем не менее, в 2073 году расстояние между электрокаром и нашей планетой может составить "всего" 1,6 миллиона км.
 
Реакции: dbms
SpaceX в субботу планирует запуск испанского спутника PAZ. Интересным является то, что в качестве доп. нагрузки там поедут первые два тестовых спутника для их собственной сети Starlink.
 
Сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, кроме личного электрокара Илона Маска, отправила в космос второй, секретный груз, о котором практически никто не знал. Об этом сообщает Hi-News.
Сообщается, что внутри Tesla спрятан небольшой объект, который призван служить на протяжении миллионов, или даже миллиардов лет, несмотря на космическое пространство или поверхность планетарных тел.
Устройство называется Arch ("арк") и представляет собой крошечный носитель, предназначенный для долговременного хранения данных. Огромное количество информации в нем содержится на кристалле кварца размером с обычную монетку.
Сказано, что подобные арки "могут сохранять и распространять знания человечества через пространство и время, передавая их будущим поколениям". Кроме этого, носитель обладает долговременным жизненным циклом среди всех существующих дисков.
В настоящий момент носитель путешествует через космическое пространство внутри родстера Илона Маска со скоростью около 12 908 километров в час.
"Солнечная библиотека будет кружить вокруг Солнца в течение миллиардов лет. Думайте об этом как о кольце знаний вокруг Солнца. Это лишь первый шаг эпического проекта человечества по разработке, кодированию и распространению информации по всей Солнечной системе и за ее пределы", - комментирует соучредитель организации Arch Mission Foundation Нова Спивак.
 
Реакции: SDA
Интересно, что же туда записали?Годовой отчет Тесла?Википедию?
 
Гендиректор входящего в Роскосмос «НПО «Техномаш»Дмитрий Панов объясняет, чем отличаются цели российских специалистов космической отрасли от запуска миллиардером Илоном Маском ракеты Falcon Heavy
http://www.forbes.ru/tehnologii/357...mu-roskosmos-nikogda-ne-zapustit-falcon-heavy

Долгожданный запуск Falcon Heavy вызвал небывалый ажиотаж и весьма экспрессивные дискуссии. Одни в полном восторге от этого события, другие, напротив, всячески принижают его. При этом и те, и другие проецируют результаты этого запуска, порой ими же и выдуманные, на развитие космических отраслей государств-участников космических исследований. Больше всего достается «Роскосмосу». Почти как пророку в своем отечестве. Справедливо ли?

Первый аспект этого события — гуманитарный, общечеловеческий и цивилизационный. Илон Маск сделал еще один шаг на пути человека к звездам, приблизил всех к мечте, показал, что наши возможности в покорении космоса по-прежнему не исчерпаны. Сделал это реально, наглядно и очень эффектно. Поэтому Маска и Space X можно и обязательно нужно поздравить с тем, что экспериментальный демонстрационный запуск ракеты FH состоялся, хотя сам Маск не верил в это до последней минуты.

Этот запуск стоит в череде важнейших событий в истории космонавтики. За каждым из них стоит государство, которое было первым, но они, эти события, при этом продолжают быть достижением всего человечества. Так и с запуском Falcon Heavy. Это вне всякого сомнения очень значимое событие для частной, коммерческой космонавтики. И никто из здравомыслящих людей не собирается с этим спорить.

Холодный расчет
Но есть и второй аспект запуска — прикладной. Так вот, с точки зрения людей, для которых ракетно-космическая отрасль — место работы, Маск революции не сделал. Даже нового не было ничего. Не буду сейчас подробно рассказывать, что и когда из программы полета FH использовано и осуществлено раньше, это нетрудно найти. Напомню только, что, например, наша «Энергия» 30 лет назад уже выводила в космос нагрузку весом 100 тонн.

Надеюсь всем понятно, что главная цель бизнесмена Илона Маска — это демонстрация миру возможностей его компании, привлечение инвесторов и привлечение заказов по осуществлению запусков как коммерческих, так и государственных. Поэтому выпущенная «в никуда» дорогущая ракета, потерянная при возврате ступень, отклонение от траектории, практически полное отсутствие информации о ходе полета нагрузки — все это никоим образом не влияет на цель и задачу запуска, которые, безусловно, достигнуты. СМИ взахлеб цитируют твиты Маска и релизы SpaceX, не заботясь анализом и фактчекингом. И это тоже понятно, это не их дело.

Роскосмос и SpaceX
Роскосмос, в принципе, не может себе позволить подобный запуск. И подобные цели, и задачи позволить не может.

Представьте только, что с нами сделали бы журналисты и «эксперты» из соцсетей, если бы Роскосмос запустил ракету с болванкой на борту, одна ступень которой отработала не совсем точно, а нагрузка ушла непонятно куда безо всякой обратной связи. То есть выброшенные гигантские деньги и ноль (почти) научно-практической информации.

Запуск любой ракеты, не обязательно тяжелой (Falcon Heavy, кстати, правильнее считать тяжелой, а не сверхтяжелой) должен иметь практическую цель. Роскосмос работает в рамках Федеральной космической программы, в рамках указов президента и других нормативных документов. Кстати, если заметили, президент уже в начале 2018 года своим указом дал старт российской программе по сверхтяжелому носителю.

Так вот в рамках этих документов перед нами стоят задачи и по лунной и марсианской программам тоже. Мы должны осуществить комплекс мероприятий, итогом которых стал бы не запуск как таковой, а запуск носителя, который доставит в указанную точку пространства именно полезную нагрузку. Нагрузку, которая позволит там работать. Технике, людям.

Эпоха полетов для того, чтобы воткнуть флажок, прошла. Теперь мы летаем, чтобы осваивать. А значит надо долететь, построить, обеспечить условия и вернуться.

Сейчас наша главная и первостепенная задача — проект «Союз-5». Другие тоже в работе, но этот первый. «Союз-5» — ракета-носитель среднего класса, которая станет ядром для сверхтяжелой. По схеме «Энергии», Falcon Heavy — другой схемы пока не придумали. Несколько ракет соединяют в пакеты и так увеличивают тягу и мощность.

При работе над «Союз-5» традиционно используются все имеющиеся возможности отрасли. И вот наше предприятие сейчас в рамках этой работы подготовило экспертное заключение по технологической готовности отрасли. Наши специалисты провели мониторинг и аудит всех предприятий отрасли для того, чтобы получить четкое представление о том, способны ли они в технологическом плане воплотить в реальность конструкторские разработки. Есть ли все нужное оборудование? Все ли используемые технологии готовы для решения новых задач по работе в новых условиях? Какие технологические проблемы есть сейчас и какие возникнут по прогнозам экспертов? Безусловно, мы в «Техномаше» смотрим и на свою готовность. Ведь наша задача как головного технологического предприятия — полное технологическое сопровождение проекта. Конструкторы могут сказать, к примеру, что корпус должен быть построен из определенного композитного материала. Мы же выдаем технологию его обработки или даже создания. Строим специальное оборудование для этого. Так вот, сейчас мы в соответствии, кстати, со всеми графиками, это экспертное заключение выдали. Сразу скажу, что отрасль к построению «Союз-5» вполне готова.

Параллельно со строительством носителя идет работа и по так называемым нагрузкам. Мы работаем над созданием окололунных станций, на которых с помощью современных технологий можно создавать конструкции для строительства любых объектов как орбитальных, так и грунтовых. Энергии для этого в космосе достаточно — это Солнце, поэтому мы должны сделать оборудование и доставлять туда, на орбиту, лишь сырье. Желательно максимально легкое и компактное. То же самое с пилотируемой космонавтикой. Тут, кроме технологических задач, есть проблемы посерьезнее. Речь о медико-биологической программе, о возможности человеческого организма переносить дальние межпланетные полеты. Если вы заметили, то большинство экспериментов, которые проводят экипажи на МКС, направлены именно на изучение воздействия космических факторов на организм. Вот такая работа идет уже давно и стала для нас уже повседневной.

Российская сверхтяжелая
Теперь по сверхтяжу. Здесь тоже нет остановок в рабочем процессе. Наша организация разрабатывает директивную технологию изготовления центрального блока для сверхтяжелой ракеты-носителя. Кроме этого, на нас возложен проект завода по изготовлению центрального блока носителя, а также проектирование кооперации предприятий отрасли по изготовлению носителя и других узлов и деталей.

Это все наши конкретные задачи в рамках работы «Роскосмоса». На каждый этап установлен срок исполнения, который жестко контролируется, несмотря на то, что многие работы, как часто бывает в космонавтике, вообще проводятся впервые в мире и невозможно заранее точно определить, сколько времени они займут.

На каждый этап выделяются бюджеты, за которые спрашивают еще жестче! А вы говорите о запуске какой-то куклы на машине в никуда без всякой информации о полете!

Сейчас вот, кстати, читаю споры о том самом красивом скафандре SpaceX, в котором красуется манекен на фотографиях. Заявлено, что он может использоваться в открытом космосе. А где результат даже этого испытания? Может использоваться или нет? Работа над скафандрами — труднейшая проблема. Несколько лет назад европейский астронавт едва не погиб из-за внезапного появления воды в скафандре. Теперь наши новые «Орланы» оборудуют дополнительными и усовершенствованными системами безопасности, резервирования, терморегуляции.

И таких вопросов по деталям запуска Falcon Heavy немало, что, повторю, никак не умаляет его значения в истории покорения космоса человеком, в достижении целей, которые ставят перед собой частные космические компании.

Но, прежде чем взлетать под аплодисменты, нужно хорошо подготовиться. Торопиться не надо, тогда везде успеешь. Космонавтика — это не тараканьи бега.
 
лицемер
единственный на настоящее время запуск Ангары А5 был ровно такой же запуск "с болванкой на борту"

Сатурн-5 передает привет
 
новости от SpaceX
- сегодня в 14-17 UTC планируется отложенный ранее старт PAZ, из интересного кроме двух тестовых спутников Старлинк там добавился новый обтекатель, который сильно хотят поймать на этот раз
- в воскресенье в 5-35 UTC планируется запуск с выводом спутника Hispasat, примечательный тем, что впервые с таким весом ПН (6100 кг) хотят вернуть 1ю ступень, видимо с посадкой на 3х двигателях, которую тестировали ранее
 
ПАЗ улетел, спутники Старлинк улетели и обещают через 22 часа, пролетая над Лос-Анджелесом чего-то попищать, обтекатель прилетел в паре сотен метров от корабля, визуально не поврежденный: