О космосе - общая ветка

А это что за программа?
Это программа НАСА и ЕКА, по которой в грузовом отсеке "Шаттла" выводились неотделяемые модули, построенные ЕКА. Модули были переданы НАСА в обмен на полеты европейских космонавтов. Был даже полет "Спейслаб-Мир", когда шаттл пристыковался к "Миру", имея на борту модуль "Спейслаба".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Спейслэб
 
Реклама
пишите лучше про ракеты вообще и про ЖРД в частности.

Ну про ЖРД, так про ЖРД.
Как-то было собирался ответить, да руки не доходили.

Все события проходили во времена господства командно-администаративной системы управления и абсолютной госсобственности, так что вне зависимости от того кто кого посылал все решали команды сверху.

Решением «сверху» было: «двигатель не годный, посему всю матчасть уничтожить (за ненадобностью), а КБ перепрофилировать с работ по ракетной тематике (за недостатком компетенций).
Техдокументация на ЖРД и сама матчасть, естественно, для НПО «Энергомаш» была доступна. Но без проектных и технологических ноу-хау полезность информации типа, «размер – такой-то, покрытие - такое» весьма относительная. РД170 таки существенно отличался от НК33 по масштабу). Главное же в таких вещах: расчетные методики и технологический опыт (что и почему нельзя делать) обычно за пределы КБ-разработчика не выходят.
В случае НК-33 никаких передач в НПО «Энергомаш» не было: ни проектно-расчетных методик, ни технологий производства.

РД-170 был не "выпендрежем" Глушко а двигателем для конкретного РН "Энергия" и он остается по прежнему самой мощной машиной в мире 800 тонн тяги, 27 миллионов кВт тепловой энергии.
Болезненная и длительная отработка еще не показатель низкой надежности. Как пример отработка Р-7 была не менее болезненной и длительной тем не менее она является одним из самых надежных носителей..
Помимо «агиток», в сети сейчас можно найти достаточно много воспоминаний от непосредственных участников разработки. Например:
http://www.lpre.de/resources/articles/Energia.pdf
http://scilib-avia.narod.ru/ZhRD/Trofimoff.pdf

Почитайте, достаточно познавательно. Там достаточно рассказано об «оппозиции» со стороны ведущих специалистов к техническим решениям РД170, которая была отнюдь не на пустом месте и не из желания потешить свое ЧСВ.
Конкретно по основным проблемам при разработке РД170 - обзор у Губанова (главный конструктор «Энергии») http://www.buran.ru/htm/07-3.htm
«За весь период разработки жидкостных ракетных двигателей в КБ Энергетического машиностроения характеристики двигателей росли довольно плавно. При переходе к двигателю РД-170 впервые характеристики выросли "скачком": по тяге в 5 раз, по мощности турбонасосного агрегата в 10 и по трудоемкости в 9,5 раз. Однако, как потом оказалось, задела в разработках двигателей такого класса было недостаточно, чтобы произошел скачкообразный рост характеристик, который был запроектирован.
Двигатель создавался далеко за пределами освоенной области характеристик».

Более чем исчерпывающий комментарий к вопросу о надежности РД170. Выражаясь медицинской терминологией: «применение крайне высокотехнологичных решений было интенсивной терапией для реанимации изделия с крайне неблагоприятным прогнозом».

Вообще, при Союзе разработки с затянувшимися «детскими болезнями» такого рода останавливали. Н-1 далеко не единственный пример подобных решений в ракетной технике. В 1969 году, например, на завершающей стадии был остановлен проект МБР подвижного базирования 8К99.

Как пример, два запуска РН "Энергия" - РД-170 отработали надежно.
Модификации 170-го РД-180 и РД-191 работают в России на РН "Зенит", "Ангара", в США на РН "Atlas-5" в Корее на РН "Наро-1"
Настоятельно рекомендую внимательно (не так, как по метановым двигателям ;)) прочитать вот эту статью: http://rusrocket.narod.ru/strainengines.html

Очень приличный обзор по надежности РД-170 и схожих с ним ЖРД.

Публикация старая, конец 90-х, начало 2000-х и речь больше идет не о нехватке РД для пилотируемых полетов, а об их многоразовом использовании, идея статьи примерно такая
А двигателя для перспективной пилотируемой системы действительно нет. РД107 – сильно ветеран, и маломощный к тому же. По имеющимся новым и мощным – см. выше. И вполне естественно, что пилотируемая система должна быть многоразовой, приближаясь к авиации. Другое дело, что одномоментно этот переход от одноразовых ракет к «космической авиации» невозможен, но проектная мысль в этом направлении работать просто обязана.

Период как раз совпадает с началом использования советских ракетных технологий за рубежом, а в России дела шли очень вяло, чиновникам нужно было как то оправдаться, вот и сочинили статью в том ключе, что типа мы смотрим не в завтра, а в послезавтра, подавайте нам двигатель на 30 полетов на орбиту и обратно и все, а со старьем не связываемся.

Интерес к метановым двигателям существенно более давний. Просто в силу определенных обстоятельств эту тему как бы не развивали.

Метановые ЖРД явно лучше по энергетическим характеристикам и надежности (за счет возможности применения восстановительного газогенератора) чем керосиновые. Плюс ракетный керосин – тоже проблема (в РФ делают из нефти только одного месторождения, которое уже истощено, заменители – уже синтетические) – сжиженный метан существенно дешевле ракетного керосина, запасы его велики, а само топливо весьма стабильно по химсоставу.
Правда, ракета на метане получается хуже чем на керосине – жидкий метан менее плотный чем керосин, и увеличение веса конструкции ракеты «съедает» выигрыш от повышенной энергетики двигателя – в итоге получим примерно ту же грузоподъемность что и для ракеты на керосине. Эксплуатационные заморочки также минус – они где-то сродни заморочкам с водородными ракетами. Например, утечки метана на старте (а куда же без них), мягко говоря, весьма нежелательны. Вот, собственно, почему ракеты на метане и не делались.

Но сейчас тренд, типо, меняется. Если раньше приоритетом была энергетическая эффективность, то сейчас акценты смещаются в сторону надежности и эффективности, но уже экономической.

PS (Для ЛевМих)

"АБСОЛЮТНОМ непонимании природы светового луча"
ваши представления о физической оптике явно недостаточны, чтобы их проповедовать

А что «природа светового луча понятна»? ;)

Формально она, конечно же, описана, но вот как насчет «наглядного физического смысла» светового луча? Скажем, такого, как у акустической волны? (в оптике и в акустике – масса подобных между собой эффектов). Просто физический смысл, сформулированный с помощью «пространственно-временного континуума» не очень наглядный, однако :oops:

Это к тому, что уровень освоения электромагнетизма (да и полей вообще) современной наукой вполне сродни освоению огня древними людьми: формализованный эмпирический опыт без корректно сформулированной сущности. (не сочтите за проповедь, всего лишь лично моя оценка :oops: )

Кстати, одно из прорывных обобщений в этой области – уравнения Максвелла как раз связано с попыткой формализовать сформулированную сущность (пусть даже не вполне адекватную реальности, но все же не совсем в корне неверную, раз попытка оказалась такой успешной). В то время неудачи с другим обобщением, «единой теорией поля» (по моему скромному мнению, конечно же) как раз и связаны с отсутствием корректно сформулированной сущности «предмета обобщения» то бишь «наглядного физического смысла» полей.
 
Формально она, конечно же, описана, но вот как насчет «наглядного физического смысла» светового луча? Скажем, такого, как у акустической волны? (в оптике и в акустике – масса подобных между собой эффектов). Просто физический смысл, сформулированный с помощью «пространственно-временного континуума» не очень наглядный, однако

Это к тому, что уровень освоения электромагнетизма (да и полей вообще) современной наукой вполне сродни освоению огня древними людьми: формализованный эмпирический опыт без корректно сформулированной сущности. (не сочтите за проповедь, всего лишь лично моя оценка )
Сейчас придёт Бурундук и полетят клочки по закоулочкам ;)
 
оооооо, да это жёсткий троллинг от Imkas завсегадаев этой ветки:
"Это к тому, что уровень освоения электромагнетизма (да и полей вообще) современной наукой вполне сродни освоению огня древними людьми: формализованный эмпирический опыт без корректно сформулированной сущности. (не сочтите за проповедь, всего лишь лично моя оценка )"

Щас начнётся.....
я уже взял пиво и чипсы
 
оооооо, да это жёсткий троллинг от Imkas завсегадаев этой ветки:

SDA, троллинг - понятие весьма условное и очень отностительное, аднака! :)

На тусовке астрономов критика специальной теории относительности - вполне себе салонные беседы
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,26687.msg485371.html#msg485371

:confused2:
 
Но сейчас тренд, типо, меняется. Если раньше приоритетом была энергетическая эффективность, то сейчас акценты смещаются в сторону надежности и эффективности, но уже экономической.

Есть две сковородки.
"Красный литейщик" чугунная, надежная, многоразовая, но тяжелая, малоэффективная и морально устаревшая.
"Тефаль" современная, эффективная, но очень напряженная, боится посторонних частиц, требует культуры в обращении и постоянно прогорает.
30 лет решается вопрос:
Какую сковородку производить, если разработчик "Красного литейщика" уже ушел в мир иной, а разработчик "Тефаля" живет за границей, и плевать хотел на наши планы?

И тут в ученом совете кто-то расслабился, и всех осенило.
- Будем делать двигатели на метане.
Сейчас поднадергаем цитат из мемуаров. Не хватит - из сводок новостей, статей анонимных авторов в интернете и закатим обсуждение еще лет на 30, ибо это и есть самый экономически эффективный путь, а выводы всегда можно подогнать в зависимости от того, куда дует ветер, поскольку первоисточники многочисленны и разнообразны.
Создание НИИ, производства, экспериментальной базы, проведение испытаний, поиски энергетической эффективности, независимые комиссии опять же (да в России сейчас проще инопланетян найти) - на это придется выбросить огромные средства. Вы что, хотите, чтобы домохозяйка, оторвавшись от просмотра очередного сериала, высунулась из окна и размахивая сковородкой вслед улетающей ракете, кричала:

- Вот смотрите! Смотрите куда наши деньги то уходят!

Есть другой путь. Тихо переправить те же средства в обшоры. Все довольны. Домохозяйка продолжает смотреть рекламу и сериалы, в ученом совете обсуждаются пути дальнейшего развития отечественной космонавтики. Пиво и чипсы в любом ларьке. 100% экономической надежности. Все тихо, цивилизовано, культурно.

А двигателя для перспективной пилотируемой системы действительно нет.

Вот и отлично. Пусть создадут, тогда мнение этих писателей что-то будет стоить.
 
ra3vii, А в категориях объектов ракетно-космической техники Ваши мысли выражаемы?
 
Безобразие...

ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) может заплатить около $200 тыс. за холостой рейс самолета Ан-124-100 "Руслан". Он должен был доставить из Франции на Байконур спутник "Экспресс-AM4R", но из-за поломки на пусковой установке запуск аппарата в апреле сорвался.
Об этом рассказал ComNews представитель компании Airbus Defense and Space (до января 2014 г. – Astrium), изготовившей по заказу ГПКС спутник "Экспресс-АМ4R" – дублер аппарата "Экспресс-АМ4", погибшего из-за нештатного запуска в августе 2011 г. (см. новость ComNews от 24 августа 2011 г.).
Запуск спутника был запланирован на 16 апреля, и Airbus Defense and Space заказал у авиакомпании "Волга-Днепр" перевозку аппарата с завода в Тулузе (Франция) на космодром Байконур тяжелым транспортным самолетом Ан-124-100 "Руслан". Однако оператор пуска – ГКНПЦ им. М.В.Хруничева – из-за поломки на пусковой установке перенес запуск на начало мая. "В итоге рейс Ан-124-100 оказался холостым", – констатировал представитель Airbus Defense and Space.
По словам директора по операциям "Волга-Днепр" в Северной Америке Колона Миллера, в силу уникальности услуги компания не имеет жесткого прайс-листа, однако часовой полет "Руслана" он оценил в $35 тыс. Если учесть, что расстояние от Тулузы до Байконура, составляет около 5 тыс. км, а крейсерская скорость "Руслана" достигает 850 км/ч, такой перелет занимает примерно 6 часов. Следовательно, оценочная стоимость перелета "Руслана" находится в пределах $200 тыс.
Пожелавший остаться неизвестным сотрудник "Волга-Днепр" пояснил, что авиакомпания предпринимает попытки найти хоть какой-нибудь попутный груз во Франции, чтобы не совершать обратного рейса порожняком. Менеджер головного офиса Airbus Defense and Space рассказал репортеру ComNews, что счет за холостой прогон "Руслана" оплатит его компания, но впоследствии он будет включен в счета, выставляемые заказчику – ГПКС.
"Так бывает, что из-за непредвиденных переносов запуска операторы несут дополнительные расходы, – признал в разговоре с ComNews представитель пресс-службы ГПКС. – Разбираться с ними мы планируем после выведения аппарата на орбиту". При этом он не стал уточнять, планирует ли ГПКС требовать оплаты издержек от Роскосмоса или ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, либо подавать на них в суд за срыв срока запуска.
Между тем топ-менеджер одного из провайдеров пусковых услуг сомневается, что ГПКС сможет получить компенсацию от "Хруничева" или Роскосмоса. "У ГПКС нет коммерческого контракта с этими организациями – оплаченная из федерального бюджета РФ ракета просто прописана в Федеральной космической программе России", – подчеркивает собеседник ComNews.
http://www.comnews.ru/node/81243#ixzz2wdZ009vt
 
Чего-то глюкнуло.
Не попали с первого раза. :(
Стыковку «Союза» с МКС перенесли на двое суток

Стыковка космического корабля «Союз ТМА-12М» с Международной космической станцией, запланированная на утро 26 марта, отложена на двое суток. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Центр управления полетами. На борту корабля находятся российские космонавты Александр Скворцов и Олег Артемьев и астронавт НАСА Стивен Свонсон.

Причина, по которой было решено перенести стыковку, не сообщается. «Принято решение производить сближение корабля с МКС не по 6-часовой схеме полета, а по 2-суточной», — заявил представитель ЦУП. Точные дата и время стыковки пока не сообщаются.
 
А в это время, околица нашего оргорода существенно отодвинулась !

http://www.astronet.ru/db/msg/1306328

Наибольший интерес у меня вызвала последняя фраза этой заметки. Было бы очень круто найти нечто тяжёлое в облаке Оорта!
 
Реклама
Рогозин назвал стратегические задачи России в космосе: колонизация Луны и Марса .

http://www.vedomosti.ru/politics/ne...zval-strategicheskie-zadachi-rossii-v-kosmose
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин опубликовал статью в «Российской газете», в которой назвал три основные стратегические задачи страны в космосе: расширение присутствия на низких околоземных орбитах и переход от их освоения к использованию; освоение с последующей колонизацией Луны и окололунного пространства; подготовка и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы.
Ближайшая перспектива полетов на Луну, как пишет Рогозин, заключается в создании посещаемой лунной и первой инопланетной лаборатории. Там будут размещены «инструментарий изучения глубин Вселенной, лаборатория изучения лунных минералов, метеоритов, опытное производство полезных веществ, газов, воды из реголита». «Первые высадки человека на Луну планируется совершить в 2030 г… Срок может показаться далеким, однако здесь мы не преследуем временные рекорды. Постепенно здесь будут размещены испытательные полигоны для накопления и передачи энергии на расстояние, для испытаний новых двигателей. Это должно напоминать освоение нового материка», — пишет вице-премьер.
По его мнению, сейчас нужно создавать не отдельные корабли, модули, привязанные к тому или иному сценарию развития, а взаимосвязанные системы таких средств. «В частности, мы говорим о перспективной пилотируемой транспортной системе, а также перспективной системе средств обитания. Первая должна выполнять транспортные функции, вторая — обеспечивать пребывание человека в требуемой области космического пространства», — отмечает Рогозин. После этого, по его словам, можно достичь не только Луны, но и реализовать полеты к астероидам и к Марсу.
Рогозин подчеркивает, что Луна является важнейшим объектом для фундаментальных научных исследований и ближайшим к Земле источником внеземного вещества. Луна также может стать платформой для технологических исследований и испытаний новой космической техники. Поэтому Россия намерена «прийти на Луну навсегда». «Луна — не промежуточная точка на дистанции… Вряд ли целесообразно сделать 10-20 полетов на Луну и дальше, все бросив, лететь на Марс или астероиды», — заключил вице-премьер.
По мнению Рогозина, Россия «была обречена стать великой космической державой с самого рождения нашей государственности». Но сегодня космос перестал быть лишь предметом гордости и престижа государства. Из дорогой игрушки он превратился в такую же отрасль производства, как, например, судостроение, автомобилестроение или авиастроение, где есть свои нормы рентабельности, амортизации и прибыли. Все действующие и перспективные космические программы должны рассматриваться через призму их рентабельности, в том числе и программа научных работ на российском сегменте Международной космической станции, считает вице-премьер.
По его мнению, недавнее прекращение сотрудничества NASA с Россией в области космоса может поспособствовать формированию независимой стратегии развития отечественной космонавтики. «Заметим, что американцы при объявлении санкций специально отметили, что ограничения не коснутся совместных работ на МКС. Видимо, в США осознают, что в этой области у нас накоплен уникальный опыт», — подчеркнул вице-премьер
 
25 июня планируется первый запуск самой маленькой "Ангары".
Очень надеюсь, всё будет успешно и в результате мы получим более дешёвый носитель... но гложат меня смутные ожидания, что на горизонте появился очередной кандидат на грандиозный провал и распил бабла в космических масштабах.

А в это время в интернет-комментах уже во всю работают проплаченые комментаторы, которые рисуют радужные перспективы проекта. Это плохой признак для проекта ;)
 
Последнее редактирование:
Тем временем Elon Musk очень удачно, на мой взгляд, двигает свой основной бизнес проект Dragon Space - коммерческого освоения космоса. Как мы знаем, он параллельно еще и CEO Tesla Motors и совладелец Pay Pal.
Очередной запуск Космоса 3х доставит на ISS 5000 фунтов груза и оборудования для 150 экспериментов. Что то мне подсказывает что Роскосмосу нужно чесать репу поактивней.

http://youtu.be/yi09XN3NaeI
 
Что то мне подсказывает что Роскосмосу нужно чесать репу поактивней.

А зачем напрягаться?
Сочинят очередное сопливое письмо о защите интересов отечественого производителя и о необходимости подержки стратегической отрасли.. Направят это письмо в Кремль, там проникнутся ситуацией и дадут ещё 100500 хренеярда наших денег. А Роскосмос продолжит ездить на Р-7 и регулярно лажаться!
 
А Роскосмос продолжит ездить на Р-7 и регулярно лажаться!
Вот не понимаю, зачем смешивать всё в кучу.
На Р-7 ездит не только Роскосмос, но и НАСА. И будут ездить, как минимум, еще пару лет. Да и "регулярных лажаний" с Р-7 я не припомню.
 
Туркменистан, вообще-то, что еще более экзотично
Наоборот, более понятно. Туркмения - газовая держава с олигархами из семьи Туркменбаши. Так что деньги на игрушки есть. А Таджикистан - что-то среднее между Афганистаном и Узбекистаном.
 
Реклама
На Р-7 ездит не только Роскосмос, но и НАСА.

Вы, наверное, Арианспейс имели в виду?;)

"регулярных лажаний" с Р-7 я не припомню.

Больше 1600 запусков. Более отработанного и надежного носителя в мире пока еще нет.
 
Назад