Не мудрено. До тех пор, пока не расстреляют последнего гринписовца, ионники так и останутся верньерными движками. В крайнем случае - средством для поднятия орбитА вот про него то я и позабыл. Менталитет эпохи ГСМ даёт о себе знать!
Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
Не мудрено. До тех пор, пока не расстреляют последнего гринписовца, ионники так и останутся верньерными движками. В крайнем случае - средством для поднятия орбитА вот про него то я и позабыл. Менталитет эпохи ГСМ даёт о себе знать!
http://ufanotes.ru/high-tech/1018-r...li-rekord-prebyvaniya-v-otkrytom-kosmose.html8 часов 5 минут – столько в открытом космосе побывали российские космонавты Котов
и Рязанский. Это новый рекорд, по крайней мере для встречи со Вселенной один на
один в российском скафандре «Орлан-МК».
Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта 2001, длившийся 8 часов 53 минуты.
При том, что использование мощных ионников в качестве маршевых движков (для движения аппарата с разумным ускорением) возможно только в паре с ядерной силовой установкой. Причём, с "настоящим" реактором, а не с каким-нибудь РИТЭГомА причём тут гринписовцы?
НЯЗ, наиболее принципиальная проблема в том, что нет и не предвидится 100% гарантии безаварийного вывода реактора в космос. А Землю жалко.Насколько я понимаю, атмосферных ионников просто нет. А в космосе - не жалко.
Пока что, ИМХО, единственная неабсурдная и даже более-менее перспективная идея по "доведению до ума термояда" - это масштабирование токамака до циклопических размеров. Все остальные направления (типа инициирования термоядерных микровзрывов сверхмощными импульсными лазерами с частотой повторения взрывов в сотни Гц и утилизация энергии этих взрывов) - это 200% доение бюджетов.Но вот когда-нибудь доведут до ума термояд... И оверсаном, до Юпитера
По кусочкам запускать. Сначала "чистую" конструкцию. Потом - по нескольку ТВЭЛов за раз в надлежащей упаковке. АМСы ведь с крупными термоэмиссионными генераторами запускают. А они бывали весьма немаленькие - в пару десятков кг плутония. Который, помимо того что активен, ещё и нечеловечески ядовит (как тяжёлый металл). И эти генераторы, таки, теряли в атмосфере. Например, при аварийном возвращении А-13 там находилась электростанция, которая должна была остаться на ЛунеНЯЗ, наиболее принципиальная проблема в том, что нет и не предвидится 100% гарантии безаварийного вывода реактора в космос. А Землю жалко
А как сейчас научный мир смотрит на тов. Росси. Всё-таки жулик или нет?единственная неабсурдная и даже более-менее перспективная идея по "доведению до ума термояда" - это масштабирование токамака до циклопических размеров
"По кусочкам запускать" - это путь, в принципе возможный, но малоэффективный по следующим причинам (мое ИМХО).По кусочкам запускать. Сначала "чистую" конструкцию. Потом - по нескольку ТВЭЛов за раз в надлежащей упаковке. АМСы ведь с крупными термоэмиссионными генераторами запускают. А они бывали весьма немаленькие - в пару десятков кг плутония. Который, помимо того что активен, ещё и нечеловечески ядовит (как тяжёлый металл). И эти генераторы, таки, теряли в атмосфере. Например, при аварийном возвращении
Я не считаю себя принадлежащим к "научному миру" как к тусовке (всю жизнь занимался лишь сугубо прикладными аспектами в принципе прикладных наук), но достаточно образован, чтобы иметь твердое мнение по сабжу Так вот, НЯЗ, публикации Росси явно противоречат твердо установленным законам природы.А как сейчас научный мир смотрит на тов. Росси. Всё-таки жулик или нет?
Б.Черток утверждал,что основной технической причиной (технической - в отличие от чисто политических или экономических причин) краха проекта "лунной" ракеты Н-1 было решение о применении на ней одноразовых ЖРД. Такие ЖРД, конструкция к-рых не допускает проведения "огневых" испытаний при ПСИ (из-за наличия принципиально одноразовых пиромембранных клапанов для включения и "пироотсечных" клапанов для выключения), применялись и применяются в серийных боевых ракетах, но там они отрабатываются в условиях реального полета на десятках испытательных пусков. После 3й (или 2й?) аварии Н-1 было принято решение о разработке многоразового двигателя для дальнейшего выпуска Н-1, и именно эти двигатели, не попавшие на Н-1 в связи с прекращением этой программы, через десятки лет были расконсервированы и поставлены в США для использования в современных РН
Однако я все это вычитал именно в мемуарах Б.Е.Чертока "Ракеты и люди" (4 тома, издание 1999г, 4й том - "Лунная гонка"). Я это читал в сентябре 2001г (датировка надежная - как раз тогда было пресловутое "11 сентября") и, поскольку я не совсем темный в ракетных делах, я в состоянии вычленять суть из сотен страниц текста. Я тогда оттуда извлек и еще несколько существенных утверждений (см. ниже).Вызывает серьезные сомнения, что все эти утверждения действительно принадлежат Чертоку.
imkas, я вполне доверяю Вам как специалисту. Но согласитесь, что огневые ресурсные испытания с последующей переборкой двигателя - меньшая гарантия последующей безаварийной штатной работы, нежели переборка после ресурсных испытаний с последующими хотя бы кратковременным включением и промывкой, которые возможны для многоразового двигателя.Все ЖРД, стопроцентно, без исключений проходят огневые ресурсные КТИ, с обязательной переборкой и дефектацией. Посему наличие «одноразовых» пироотсечных клапанов в ПГС ЖРД не было ни разу никакой проблемой.
Другое дело, что Черток как спец по СУ мог быть тенденциозен в вопросе о двигателях - НЯП, в авариях Н-1 были и ситуации, пограничные между двигателями и СУ. Но факт разработки многоразовой модификации двигателей для Н-1 имел место.... под влиянием двух аварий Н1, ... Главнокомандующего РВСН маршала Крылова наконец уговорили подписать на имя Афанасьева письмо с конструктивной критикой в наш адрес. В письме говорилось: «Результаты анализа двух аварийных пусков комплекса Н1-Л3, а также статистика пусков других сложных ракетно-космичестх комплексов показывают, что ...
... новые методы наземной отработки тяжелых РКК должны строиться на основе многоразовости действия и больших запасов по ресурсу комплектующих систем и агрегатов, испытаний двигателей и ракетных блоков без последующей переборки с целью выявления производственных дефектов и прохождения периода приработки" .
...
Я и Мельников заявили, что полностью согласны с предложениями Крылова, они не новы, мы сами давно это же предлагали, американцы так и работают. Надо отвечать, что мы принимаем предложения Министерства обороны, для чего считаем необходимым разработать многоразовую модификацию двигателей Кузнецова, ...
...
Наши двигателисты Мельников, Соколов и Райков, добившись успехов в собственных разработках двигателей многоразового запуска для блока «Д» и наглядевшись на опыт кузнецовского ОКБ-256, заявили, что разрабатывают новое ТЗ и вполне реально требовать создания многоразовых основных двигателей. Это будет радикальное решение по надежности двигателей.
Да, тут меня "занесло". Более того, потом я сообразил, что даже наличие пироотсечных клапанов (которых может и не быть, если не требуется прецизионная доводка скорости маршевым двигателем) само по себе не является принципиальным препятствием для огневых испытаний двигателя без переборки, т.к. для выключения двигателя при испытаниях в принципе можно использовать другие клапаны, к-рые вроде должны быть в каждом двигателе, дабы включить подачу компонентов топлива в камеру сгорания только после достаточной раскрутки ТНА.Пироразрывные мембраны в состав двигателя не входят
Согласен, но все-таки речь шла именно о замене одноразовых двигателей на многоразовые, без переборки... В Н-1 речь шла о модернизованном двигателе, но он так и не летал. Повлияло ли бы его применение в летных испытаниях на судьбу проекта - вовсе не факт. Просто отрабатывать ракету нужно на земле, в том числе комплексные огневые испытания ступеней в целом. Но для Н1 их не было - стенд для наземных комплексных испытаний решили не делать.
НЯП, по утверждению Чертока, конкретная причина неучастия Глушко в создании Н-1 следующая. Глушко по ряду технических и организационных причин категорически настаивал на применении в "лунной" ракете высококипящего топлива (азотный тетроксид и гептил, как в "Протоне" УР-500 и боевых МБР). Королев же был не менее категорически против, считая неприемлемыми масштабное применение в РН сугубо ядовитых компонентов для пилотируемых полетов при наличии риска аварии, а также риск заражения значительной территории. Так, даже через полчаса после взрыва Н-1 на старте, в окрестностях старта продолжался мелкий дождь из брызг керосина (горючее - в избытке, для ограничения температуры в камерах сгорания) - но это все-таки керосин, а не гептил..Вообще, ЖРД - это была "тема" Глушко - там были основные кадры, экспериментальная база, наработки, заделы. Кузнецов ему серьезной конкуренции не составлял. Но Глушко изначально отказался участвовать в этом проекте, посему двигатель и делал Кузнецов.
Подтверждаю. У меня есть несколько знакомых пожилых ракетчиков (от "под 70" до более 75 лет), работавших в "Энергии", в "Хруничеве" и т.п., и все они по этим причинам поминают Глушко только предпоследними или последними словами. Крайний раз это было на встрече НГ сутки назад.Вообще, о Глушко те, кто знал его лично, отзываются крайне негативно: «барин» – не то слово. После увольнения Мишина именно он учинил разгром программы Н-1, с ликвидацией заделов и уничтожением матчасти (в том числе и по двигателю).
Цитата отсюда.28 декабря (2013г) в 16.30 часов по московскому времени с военного космодрома Плесецк (Архангельская область) состоялся первый испытательный старт новейшей ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», оснащенной двигателем НК-33...
Уже было. Эти радиационные пояса сравнительно недолгоживущи. Таких испытаний было довольно много, причём взрывали по нескольку мегатонн. Спутники, естественно, дохли пачками. Но потом всё как-то стабилизировалось.ещё как жалко, ибо "выхлоп" начнёт наматывать вокруг Земли свои орбиты по магнитным силовым - пара таких пусков заделает планете такие радиационные пояса
К сожалению, такая схема возможна только для определенного класса ЖРД.что огневые ресурсные испытания с последующей переборкой двигателя - меньшая гарантия последующей безаварийной штатной работы, нежели переборка после ресурсных испытаний с последующими хотя бы кратковременным включением и промывкой,
Ну да!Черток как спец по СУ мог быть тенденциозен в вопросе о двигателях - НЯП, в авариях Н-1 были и ситуации, пограничные между двигателями и СУ.
Ну Королев даже боевые ракеты (Р-7) делал на жидком кислороде и о высококипящих топливах ничего слышать не желал.Глушко по ряду технических и организационных причин категорически настаивал на применении в "лунной" ракете высококипящего топлива (азотный тетроксид и гептил, как в "Протоне" УР-500 и боевых МБР). Королев же был не менее категорически против, считая неприемлемыми масштабное применение в РН сугубо ядовитых компонентов для пилотируемых полетов при наличии риска аварии, а также риск заражения значительной территории.
Доступа особого у Глушко к наработкам Кузнецова не было - последний посылал его достаточно решительно. Да и в этом не было особой необходимости - технологии окислительного газогенератора с дожиганием генераторного раза у Глушко были отработаны.Позднее Глушко создал свой РД-170 замкнутого цикла на технологии НК-33, закрыв программу Кузнецова когда получил достаточный административный ресурс и НПО Энергия.
Все события проходили во времена господства командно-администаративной системы управления и абсолютной госсобственности, так что вне зависимости от того кто кого посылал все решали команды сверху.Доступа особого у Глушко к наработкам Кузнецова не было - последний посылал его достаточно решительно.
почемутехнологии окислительного газогенератора с дожиганием генераторного раза у Глушко были отработаны.
Отработка РД-170 была весьма болезненной и длительной именно по причине дожигания окислительного газа, который подавался в камеры через подвижный газоход.
РД-170 был не "выпендрежем" Глушко а двигателем для конкретного РН "Энергия" и он остается по прежнему самой мощной машиной в мире 800 тонн тяги, 27 миллионов кВт тепловой энергии.А вот РД-170 был выпендрежем Глушко, причем весьма конкретным
"Крайняя высокотехнологичность" относительна. Если сравнивать его с F-1 Сатурна-5 1959 года, это понятно, РД-170 создавался гораздо позднее, его технологичность и эффективность значительно выше. Если считать двигатель крайне высокотехнологичным по меркам 2014 года тогда придется признать что в Энергомаше времен СССР 1981 года работали боги, что неправда.двигатель получился крайне высокотехнологичным
Публикация старая, конец 90-х, начало 2000-х и речь больше идет не о нехватке РД для пилотируемых полетов, а об их многоразовом использовании, идея статьи примерно такаямного попадается публикаций на тему, что ЖРД для пилотируемых полетов должны быть открытой восстановительной схемы http://engine.aviaport.ru/issues/08/page02.html
А это что за программа?"Шаттл-Спейслэб"