О космосе - общая ветка

Экзот, на МКС, в основном, ведутся технологические, медицинские, биологические эксперименты. Астрономией там не занимаются. Точной ориентации приборов люди сильно мешают. И обитаемый "Хаббл" не возможен.

Рентген-телескоп, стоявший на "Салюте-7", мягко говоря, имел широкую диаграмму направленности.

А вот цитата о работе рентгеновского телескопа на станции "Мир":
Поэтому, с годами, по мере пополнения станции новыми модулями, условия наблюдений усложнились, и теперь наблюдениям доступна только полоса небесной сферы шириной 20градусов вдоль плоскости орбиты станции - такое ограничение накладывает ориентация солнечных батарей (из этой полосы нужно еще исключить полусферу, занятую Землей, и область вокруг Солнца).
В результате продолжительность одного сеанса наблюдений обсерватории "Рентген" составляет от 14 до 26 минут, а за сутки организуются один или несколько сеансов, причем во втором случае они следуют с интервалом около 90 минут (на соседних витках) с наведением на один и тот же источник.

И зачем нужен этот к.п.д. 10%? Не лучше ли запустить телескоп на отдельном спутнике и обеспечить хороший обзор, чтобы он работал бОльшую часть времени?

Вообще, моё мнение, что такой сильный упор на обитаемую космонавтику был ошибкой. Очень многие научные результаты легче и быстрее получить на беспилотных аппаратах. Связь, разведка, метеорология, картографирование, предупреждение о ракетном нападении - тоже беспилотные системы.

Видимо, это связано с тем, что развитие микроэлектроники слегка отстало от развития ракетной техники. Отсюда всякие монстры типа военных орбитальных станций, проектировавшихся по обе стороны океана.

США высадились на Луне - очень круто с точки зрения техники, политики и демонстраций возможностей человечества, но, опять таки, в смысле научных данных - не больше, чем дали Сурвейоры и Луны с Луноходами.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Вопросы по пилотируемым полётам:
1. Какими были самые высокие и самые низкие наклонения пилотируемых полётов
2. Самый высокий апогей (не считая полёты "Апполонов")
3. Диапазон удалений от поверхности Земли при выходе в открытый космос
 
надо исключить 2011 из календаря!
Так есть прецедент подобного исключения - правда, не один год, а один день, но зато ежегодно. После пары катастроф на Байконуре, произошедших 24 октября (1960г и 1963г), с 1964г и по н.в. в этот день никакие запуски больших ракет в СССР и РФ не производятся. Напомню историю.

24.10.60 произошел взрыв янгелевской МБР Р-16 во время подготовки к испытательному пуску с наземного старта (всего около 130 тонн НДМГ и АК-27И - тротиловый эквивалент под 200 т!). Заживо сгорело, по разным данным, от 78 до 126 чел., во главе с Главкомом РВСН маршалом Неделиным. Причина - грубое нарушение правил подготовки к пуску, из-за чего потребовавшаяся внеочередная проверка системы управления привела к включению двигателя второй ступени и, как следствие, к чудовищной вспышке самовоспламеняющегося топлива первой ступени (более 90 тонн топлива) и т.д.

А ровно через 3 года, 24.10.63, произошел взрыв королевской МБР Р-9А (более 70 тонн керосина и кислорода) во время подготовки к испытательному пуску из шахтной ПУ. Сгорело 8 чел. Причина - искра в оборудовании при избытке кислорода в атмосфере шахты, далее пожар в шахте и взрыв заправленной ракеты.

И еще о совпадениях. В середине июня с.г. я выложил здесь свой "трактат" про статистику аварий собственно РН Протон / Протон-К / Протон-М (без учета аварийности разгонных блоков, http://aviaforum.ru/showthread.php?p=1560765#post1560765 ). Там я, на фоне весьма низкой аварийности Протонов, особо выделил 2 "роковых" года (1982 и 1999), в течение которых было по 2 аварии (на 9 пусков в год), а также недавнюю пару аварий почти подряд (2.07.13 и 16.05.14):
... Почти половина всех аварий РН "Протон..." (12 из 27) приходится на 29 запусков (1/4 "Протон" и 11/25 "Протон-К"), сделанных за начальный период - с 1965г по 1970г. Здесь и ниже в виде дроби - отношение числа аварийных запусков по вине РН "Протон..." (а не какого-либо из множества РБ) к общему числу запусков этой модификации РН "Протон...".А с 1971г аварийность скачком снизилась - всего 15 аварий на 368 запусков с 1971г по 2014г, т.е., 4%. Более того, было 3 парных аварий (пара в течение 1 года), а остальные 9 аварий распределены по более чем 300 запускам (менее 3%) в течение 40 лет, с интервалами по несколько лет.
...
3. Действующая трехступенчатая РН "Протон-М". Всего 3 аварии РН на 83 запуска (3,6%) за 2001-2014гг. Первая авария - на 17м пуске (2007г, прогар изоляции цепи пиропатронов разделения ступеней), и пара резонансных аварий почти подряд (2.07.13 и 16.05.14).
...
Однако Vik63 правильно возражает против попыток делать выводы из небольшого количества аварий (существенно менее 10) и из отдельных "роковых" лет. В частности, упомянутые "парные" аварии Протонов - полностью в пределах возможности случайного совпадения.

Вот численная оценка (причем числа - из реальной статистики аварий Протонов). При средней аварийности 4% среднее "расстояние" между авариями - 25 запусков. Но, если поток аварий нескоррелирован ("дробовой шум" в электронных приборах), следующая авария происходит независимо от предыдущей, и вероятность того, что следующая авария случится в пределах 9 запусков (примерно столько Протонов пускали ежегодно) равна 9/25 = 0,36. Т.е., пара аварий, "расстояние" между которыми не более 8 запусков, должна приходиться в среднем на 25/0,36 = 70 запусков. Это даже заметно чаще, чем реальная частота парных аварий Протонов - 3 пары (пара - в течение года) на 368 запусков с 1971г по 2014г. Возможная причина этого различия - "антикорреляция" аварий, обусловленная тем, что после каждой аварии какое-то время "бдят" сильнее среднего уровня.

Наконец, вообще о достоверности количественных выводов об аварийности РН.
... Теория вероятности - это все-таки точная наука.... Для более менее достоверной оценки вероятности события необходимо чтобы оно случилось 8-10 раз, а никак не 2-3 . Если событие случилось всего 2-3 раза , в расчете его вероятности можно ошибиться на десятки и сотни процентов от реального значения. Потому 12,13 и 14 год ( всего 3 события) не могут дать статистически достоверный результат , а вот с 11 по 14, или с 10 по 14 ( 7-8 событий) - уже могут. Это основы теории. Потому включение в статистику 11 года наоборот - увеличивает достоверность результата, а не является некоей подтасовкой и манипуляцией данными.

А теперь к цифрам. С 92 по 04 год 11 неудач из 362 запусков дают 3 % . А с 5 по 14 год 14 неудач в 248 запусках дают 5,6 %. Рост аварийности практически в 2 раза. С 5 по 11 год 11 неудач из 177 - 6,2 % , с 9 по 14 год 9 неудач из 155 запусков -5,8 % . Факт налицо. ...
На самом деле надо иметь ввиду, что даже выборка, содержащая десяток аварий, дает среднеквадратичную погрешность определения средней аварийности более 30% - т.к. среднеквадратичное отклонение числа нескоррелированных аварий близко к кв. корню из этого числа. Так что приведенные в цитате числа лишь намекают на рост аварийности, но не доказывают его строго.

ИМХО, более надежным признаком роста аварийности являются аварии с совершенно безумными причинами - перевернутые ДУС на прошлогоднем Протоне, ошибка в формуле для расчета заправки разгонного блока в соответствующей инструкции (т.е., до того этой формулой не пользовались, а заправляли "по понятиям"?) и т.п. Это признаки системного кризиса в отрасли, который просто обязан увеличивать аварийность. А 4 аварии 2011г действительно выпадают из статистики - хотя вероятность случайного совпадения и тут вовсе не исчезающе мала (единицы %).
 
Последнее редактирование:
Факт наконец произведенного первого испытательного запуска легкого варианта Ангары общеизвестен - тем не менее, выложу выдержки из пресс-релиза Хруничева, со своим комментарием.
Первая российская ракета-носитель «Ангара» успешно запущена с космодрома Плесецк 09.07.2014
На Государственном испытательном космодроме Министерства Обороны РФ (космодром Плесецк в Архангельской области) начались первые летные испытания новейшего российского космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара».

В соответствии с решением Государственной комиссии, ракета космического назначения легкого класса «Ангара-1.2 первого пуска» с неотделяемым макетом полезной нагрузки стартовала с универсального стартового комплекса КРК «Ангара» сегодня днем 09 июля. ...

Все предстартовые операции, пуск и полет ракеты-носителя «Ангара 1.2. первого пуска» прошли в штатном режиме.

Полет РКН проходил согласно утвержденной циклограмме по баллистической траектории над территорией России. После старта и последующего отделения первой и второй ступеней, на участке работы второй ступени произошел сброс головного обтекателя. Первая ступень и головной обтекатель упали в заданный район южной части Баренцева моря. Спустя 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью ракеты попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка, на расстоянии 5700 км от места старта.

РКН «Ангара-1.2ПП» состоит из двух ступеней, созданных на основе универсальных ракетных модулей (УРМ-1 и УРМ-2), макета полезной нагрузки с массой 1.43 тонны, головного обтекателя. В двигательных установках ракеты-носителя используются экологически чистые компоненты топлива – кислород и керосин. Стартовая масса РКН «Ангара-1.2 ПП» - приблизительно 171 тонны.

СПРАВКА
КРК «Ангара»
Создание космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» является одним из приоритетных направлений развития национальной системы средств выведения, целиком базирующейся на использовании исключительно российского научно-промышленного потенциала.

... Ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос.
...
Ракета-носитель «Ангара» создается на основе унифицированного ряда ракет легкого, среднего и тяжелого классов и будет способна выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе и на геостационарную, обеспечивая действительно гарантированную независимость отечественного космоса.

Разные варианты ракеты реализуются с помощью универсальных модулей: один модуль для носителей легкового класса, три для носителя среднего класса и пять для носителя тяжелого класса.
...
Ракета «Ангара - 1.2ПП» открывает лётные испытания ракет-носителей нового поколения КРК «Ангара».

РКН «Ангара - 1.2ПП»

Ракета «Ангара - 1.2ПП» разработана на экологически чистых компонентах топлива с кислородно-керосиновыми двигателями на двух ступенях с использованием в конструкции комплектующих элементов только российского производства. На ракете используются универсальные ракетные модули, которые являются основой ракетных ступеней семейства РН лёгкого, среднего и тяжёлого классов.
...
Прототип первой ступени «Ангара - 1.2ПП», универсальный ракетный модуль УРМ-1, трижды прошёл лётные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1.

... Цели запуска РКН «Ангара 1.2ПП»
Целями пуска РН «Ангара-1.2ПП» являются:
- Проверка функционирования составных частей космического ракетного комплекса «Ангара» при подготовке к пуску и при осуществлении пуска ракеты;
- Отработка бортовых систем ракета-носителей «Ангара»;
- Отработка эксплуатационной документации.
...
Теперь мой комментарий. Шокирует полезная нагрузка "с массой 1.43 тонны", да еще не на НОЗ, а на баллистической траектории с дальностью менее 6 тыс. км - это абсолютный, с отрывом, мировой "антирекорд" соотношения масс для двухступенчатой ракеты на керосине с кислородом.:eek: Я несколько раз прикидывал - но у меня никак не получается меньше 10...12 тн на эту дальность и 3...3,5 тн на НОЗ (при известных параметрах этой РН - в т.ч., очень приличный удельный импульс двигателей и разумное соотношение масс первой и второй ступеней).

Однако в Вики, в весьма правдоподобной статье Ангара , в таблице параметров актуальных вариантов этой РН от Ангара-1.1 до Ангара-7.2В (таблица - без ссылки, но все числа очень правдоподобны), указано, что максимальная полезная нагрузка легкой Ангары-1.2 на НОЗ равна 3,8 тн - и это вполне соответствует другим параметрам этой РН и мировому уровню. Т.е., нынешние 1,5 тн не имеют никакого отношения к реальной полезной нагрузке Ангары-1.2, которая просто обязана быть в районе 3...4 тн на НОЗ- иначе "по науке" концы с концами не сходятся.

Но стараниями идиотов-пиарщиков и неграмотных журналюг теперь все знают, что полезная нагрузка Ангары якобы всего 1,5 тн:eek::cry:. Более-менее внимательные читатели, не являющиеся спецами, могут только сравнивать это с нагрузкой других современных РН и вынуждены делать несправедливые выводы о сугубой дебильности авторов Ангары и вообще отсталости РФ. В общем, очередной раз "за державу обидно":facepalm:
 
Последнее редактирование:
Коллеги, а не подскажите в общих чертах, что дает нам "Ангара"? Вообще, зачем она нужна, что закрывает, что открывает? В порядке просвещения.
 
Шокирует полезная нагрузка "с массой 1.43 тонны", да еще не на НОЗ, а на баллистической траектории с дальностью менее 6 тыс. км
может, цель была только проверить ракету - а ценной нагрузкой решили не рисковать? По баллистической траектории болванку можно положить точно в цель - а если на орбиту вывести - то будет болтаться там и потом неизвестно куда прилетит.
 
Но стараниями идиотов-пиарщиков и неграмотных журналюг

Воистину какие-то малограмотные писали пресс-релиз

неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки

один модуль для носителей легкового класса
 
Последнее редактирование:
может, цель была только проверить ракету - а ценной нагрузкой решили не рисковать? ...
Это несомненно так - первый испытательный полет новой ракеты никогда не делают с реальной "ценной нагрузкой". Идиотизм в том, что ни в пресс-релизах Хруничева, ни в СМИ, не сказано, что эта тестовая нагрузка значительно легче максимальной (что само по себе не криминально), и нет упоминания о давно известной спецам массе максимальной полезной нагрузки этой РН (по Вики - 3,8 тн на НОЗ), вполне приличной для стартовой массы 171 тн. В результате все, кроме спецов или особо продвинутых любителей, уверены, что масса будущих реальных полезных нагрузок на НОЗ также будет до 1,5 тн, а это уже "антиреклама", "идеологическая диверсия" и т.п.
 
Это несомненно так - первый испытательный полет новой ракеты никогда не делают с реальной "ценной нагрузкой".
по-моему Черток в воспоминаниях писал, что старались ракеты впустую не гонять - и всегда что-то полезное пытались вывести.
 
по-моему Черток в воспоминаниях писал, что старались ракеты впустую не гонять - и всегда что-то полезное пытались вывести.
"Полезное" - да. Но эта нагрузка всегда имела более низкий ранг, чем испытуемая РН. Например, это могли быть попутные летные испытания нового типа корпуса ГЧ МБР (с новой формой и/или теплоизоляцией) и т.п. - но не "долгоиграющий" спутник, предназначенный для решения задач своих заказчиков.

В частности, полезной нагрузкой РН "Энергия" в ее первом запуске был действующий макетный образец (т.е., сделанный не по утвержденной РКД, а "как-то", и не прошедший полный цикл испытаний) боевой орбитальной станции "Полюс" (она же - "Скиф-ДМ"), которая должна была раскидать мишени и расстрелять их своим лазерным оружием. Но эта станция, вместо доразгона своим двигателем и выхода на целевую орбиту, затормозилась и утонула в Тихом Океане из-за ошибки в ее софте:facepalm:.

Кстати, весьма подробное описание истории создания и устройства станции "Полюс" - см. http://www.buran.ru/htm/cargo.htm и, особенно, http://www.buran.ru/htm/str163.htm .
 
Реклама
К МКС отправился частный грузовик.

Частный космический грузовик «Сигнус» (Cygnus) стартовал к Международной космической станции (МКС) в воскресенье, 13 июля, с космодрома Уоллопс на побережье американского штата Вирджиния. Об этом сообщает американское космическое агентство NASA.

Запуск осуществлен в 12:52 по местному времени (21:57 мск). На орбиту корабль вывела ракета-носитель «Антарес» (Antares). Стыковка «Сигнуса» с Международной космической станцией запланирована на среду, 16 июля. Изначально она планировалась на вторник, но сроки были сдвинуты из-за плохой погоды в районе космодрома.

«Сигнус» доставит на МКС более 1,5 т грузов, в том числе продовольствие, воду, запчасти, спортивную одежду для экипажа, оборудование и материалы для научных экспериментов. На борту корабля, в частности, находится автоматический комплекс для контроля за уровнем радиации, уровнем света и качеством воздуха, а также прототип микроспутника, который в будущем планируется использовать для отправки со станции на Землю различных образцов научных исследований.

В августе «Сигнус» отправится обратно с мусором, накопившимся на станции, ​​и сгорит при входе в атмосферу Земли.

Грузовик «Сигнус», разработанный компанией Orbital Sciences, стал вторым в истории частным грузовым кораблем (первым является грузовик «Дрэгон» компании SpaceX). Первый запуск «Сигнуса» состоялся в сентябре 2013 года. Тогда корабль доставил на МКС около 700 килограммов груза.


http://lenta.ru/news/2014/07/13/cygnus/
 
Однако в Вики, в весьма правдоподобной статье Ангара , в таблице параметров актуальных вариантов этой РН от Ангара-1.1 до Ангара-7.2В (таблица - без ссылки, но все числа очень правдоподобны), указано, что максимальная полезная нагрузка легкой Ангары-1.2 на НОЗ равна 3,8 тн - и это вполне соответствует другим параметрам этой РН и мировому уровню. Т.е., нынешние 1,5 тн не имеют никакого отношения к реальной полезной нагрузке Ангары-1.2, которая просто обязана быть в районе 3...4 тн на НОЗ- иначе "по науке" концы с концами не сходятся.

Чтобы вывести 3.8 т на НОЗ обязательно должен быть "пунктирный участок": выход на траекторию с апогеем, равным требуемой высоте орбиты, затем пассивный полет до апогея , затем запуск ДУ в апогее, для подъема перигея орбиты. Если же полет идет без пунктирного участка (как и было в этом пуске), то как раз и получим ту самую баллистическую траекторию. Так что ничего сакрального - просто такая вот особенность у ракет с большой тяговооруженностью ступеней.

На летные испытания обычно выносят достаточно принципиальные вопросы, которые невозможно отработать на земле. . Посему для первого запуска чаще бывает более важно убедиться в правильности технических решений (типа, УРМ-2 еще ни разу не летал), максимально исключив возможность отказов, нежели чем продемонстрировать ТТХ комплекса, которые и так известны. Для чего, собственно, и может быть такое вот отступление от штатной циклограммы выведения.
 
Последнее редактирование:
Лекции об устройстве ракетной техники, красоте космоса и перспективах космонавтики состоятся в 18 городах России – от Москвы и Санкт-Петербурга до Владивостока и Петропавловска-Камчатского. На них вы сможете увидеть фотографии с испытаний ракетно-космической техники и видео с межпланетных станций, услышать настоящие звуки других планет, и, конечно, получить ответы на все свои вопросы.

Лектор – хорошо известный московским и петербургским слушателям Александр Шаенко, инженер, более 10 лет работающий в космической отрасли. Принял участие в разработке ракет-носителей «Ангара-А5» и KSLV, отечественной космической обсерватории «Миллиметрон». Был главным конструктором в команде «Селеноход», единственном российском участнике конкурса Goolge Lunar X RPIZE. В настоящее время работает в компании Dauria Aerospace, одной из первых частных космических компаний в нашей стране, занимается тепловым проектированием и испытаниями космических аппаратов. Кандидат технических наук, преподает в МГТУ им. Баумана.

Поездка по России пройдет с 12 июля по 31 августа. Подробности и расписание лекций вы можете найти здесь.

tour_poster.png
 
"Говорит Луна, база "Море Спокойствия". "Орёл" сел".
45 лет.
027-mondlandefaehre-apollo-11-as11-40-5927_600.jpg
Apollo_11.jpg


027-mondlandefaehre-apollo-11-as11-40-5927_600.jpg


Apollo_11.jpg
 
На 50 лет полёта Гагарина тоже не было почти никакой реакции "русагитпропа".

Пожалуй не соглашусь. Новости об этом были и какие-то фильмы крутили полудокументальные на центральных каналах.

А вот и русагитпроп вспомнил об исторической дате!
Правда вспомнили конспирологию и статья получилась в стиле: вот вам обязательная статья по случаю, но мы вам тут немного дёгтя добавим!
http://lenta.ru/articles/2014/07/20/apollo/
 
Последнее редактирование:
а в амерагитпропе было чё?

Американцы с уважением относятся к советским достижениям в области космонавтики. Помнят и бережно хранят все связанное с этим.
Вот Вам статья о полете к Луне. Не поленитесь и попробуйте прочитать первую строчку.
http://spacecoastdaily.com/2014/07/apollo-11s-eagle-touches-down-on-moon-45-years-ago/

Посмотрите мой репортаж из музея в KSC на Флоридщине..будучи в Калуге я не нашел упоминаний об американских достижениях...тем более изображения американских флагов
http://aviaforum.ru/threads/37801
 
они даже шаттл пустили первый раз 12 апреля 1981 года :)
А Черток в мемуарах писал, что когда весь мир смотрел на трансляции посадки на Луну - у нас их видели только на спецпоказе.
 
Реклама
ЦУП потерял связь со спутником «Фотон-М» с биообъектами на борту

http://vz.ru/news/2014/7/24/696989.html

друзья, это ппц какой-то...
где обещанная приемка? где тестирование? если это брак, то пора уже его приравнивать саботажу... с каждым запуском (удачным) в космос выстреливается хренелион рублей в виде кусков бесполезного железа...

"Юра, они конечно исправились, но не все" (c)
 
Последнее редактирование:
Назад