О космосе - общая ветка

Увы. Официально еще продолжается поиск возможности "довывода" этих спутников на их целевые орбиты, но похоже, что это безнадежно.

Я посмотрел обсуждение сабжа на "полупрофессиональном" форуме ( http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum12/topic13297/?PAGEN_1=6 и еще 2 стр.) - там общее мнение, что спутники потеряны необратимо. Они сейчас выведены на вытянутые эллиптические орбиты - примерно 26/14 тыс.км с наклонением 49,7 град вместо круговых 23,5 тыс.км и 55 град. Спутники в полном порядке, телеметрия с разгонного блока (РБ) Фрегат-МТ также вроде безупречная - но фактическая орбита сильно неправильная. А для "довывода" на целевую орбиту Преобладающее мнение на том форуме - ошибка в программе полета, тем более, что это уже было с тем же Фрегатом-МТ 5 лет назад при запуске спутника "Меридиан-2" (до сих пор работает, но на нештатной орбите). Кстати, отказов матчасти этого РБ вроде до сих пор не было, и вообще народ на том форуме не верит в возможность отказа его матчасти. А вот ошибка в программе полета крайне маловероятна при наличии порядка в организации работ, но вполне естественна в условиях бардака, имеющего место в отрасли (мое ИМХО):
 
Последнее редактирование:
Серьёзных договоров нет, но есть резолюция ООН от 1992 года:
Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве
Кратко для реакторов: только уран, вывод выключенным, рекомедуются высокие орбиты. Если орбиты таки низкие, система увода реактора на высокую орбиту.
 
Последнее редактирование:

Мне, кстати, не очень понятно, как такое (повторяющиеся ошибки в программах и, тем более, формулах) может быть в принципе. Эти программы каждый раз заново пишут, что ли?
ИМХО, давно должно было быть написано и отлажено нечто (под ту же Винду или Линукс), выдающее на основе входных данных (масса полезной нагрузки и параметры целевой орбиты) если не готовый код (что проблематично, учитывая необходимость переноса с ПК на встроенные вычислялки разных РН/РБ), то хотя бы полную циклограмму, генерирование готового кода на основе которой - тривиальная задача.
 
Тратить деньги умеют, платить людям - нет
 
Ссылка более чем поучительная - хотя раскрытый в ней механизм катастрофической деградации космической отрасли отнюдь не единственный. Кратко: по ссылке проблема сводится к косности и даже к корыстолюбию руководства конкретной фирмы, но на самом деле (ИМХО) есть и очень глубокие "технические" аспекты этой проблемы.

"С моей колокольни" (разработка РЭО) весьма фундаментальная "техническая" основа этой проблемы - консерватизм и даже архаизм ЕСКД и ряда ГОСТ и др. руководящих документов (РД), обязательных при разработке "серьезной" техники в РФ. ЕСКД и эти др. РД образуют уникальную самосогласованную систему, которая исключительно универсальна, но одновременно чудовищно избыточна для любой конкретной деятельности.

Эта система создавалась в СССР в условиях, близких к полной автаркии, и она никак не интегрирована в современную мировую техническую цивилизацию, а по ряду вопросов даже противоречит ей. В то же время, все современные САПР (особенно "сквозные" САПР, реализующие идеологию CAD-CAM) - продукт западной технической цивилизации, и лишь с большим трудом и с ущербом для функционала могут быть адаптированы к требованиям ЕСКД (вполне разумным в рамках самой ЕСКД).

Проблема применения современных САПР совместно с ЕСКД в принципе решаема (т.е., решение не противоречит фундаментальным законам природы), но для этого нужна нереальная команда суперменов. В некоторых фирмах удалось создать такую команду и найти удовлетворительное частное решение проблемы (например, решение, в котором некорректности загоняются в угол, несущественный для этой конкретной фирмы), однако такие частные решения не переносятся на фирмы чуть другого профиля.
 
ЛевМих, т.е. получается армянский комсомол (с) - сами себе создаём трудности и сами же их героически преодолеваем?
 
Американцы осенью испытают двигатели для полета на Марс

Специалисты НАСА планируют провести первые испытания комплектующих ракет и кораблей для отправки человека на Марс в конце 2014 года, сообщается на сайте агентства. Основные компоненты для сверхтяжелой ракеты-носителя SLS (Space Launch System — Система Космических Запусков) уже готовы, заявил один из управляющих программы SLS.

В течение трех лет агентство готовилось к начале испытаний систем SLS. Специалисты НАСА заявили о готовности подрядчиков, ответственных за выполнение своих участков программ SLS и Orion, к слаженной работе с целью объединения своих усилий для завершения программы.

Испытания прототипа многоразового космического корабля Orion агентство наметило на декабрь, а тестирование двигателей ракет для SLS — на осень. НАСА собирается создать ряд ракет. На данный момент агентство заявило о двух типах ракет-носителей: легкой (до 77 тонн) и тяжелой (до 143 тонн) загрузки. Стоимость первой составляет более семи миллиардов долларов. Запустить ее планируется не позднее ноября 2018 года.
«Мы проводим научные исследования, которые приведут человека на Марс», — сказал глава НАСА, генерал-майор морской пехоты США в отставке Чарльз Болден (Charles Bolden). «Мы твердо намерены закончить строительство ракеты-носителя и связанных с ней вспомогательных систем, которые помогут нам в достижении заявленной цели», — заключил он.

На площадку в Новом Орлеане уже поставляются компоненты для первого тестирования SLS . Ранее там же проводилась сборка американских ракет-носителей серии Saturn. Одна из них, Saturn V, помогла вывести в 1969 году аппарат Apollo 11 с первыми людьми на Луну и доставила в 1973 году на околоземную орбиту единственную американскую станцию Skylab. До сих пор ракета-носитель Saturn V остается самой тяжелой и мощной в мире по массе полезной нагрузки (до 140,9 тонн).

«Наша страна приступила к реализации амбициозной программы освоения космоса, и мы обязаны довести ее до конца ради американских налогоплательщиков, которые предоставили нам такое право», — сказал Роберт Лайтфут (Robert Lightfoot) из НАСА.

Так, 16 жидкостных двигателей RS-25, предназначенные для четырех тестовых полетов SLS, уже построены и готовы к первым испытаниям. Они находятся в Космическом центре имени Джона Стенниса в Миссисипи — крупнейшем в США испытательном центре ракетных двигателей агентства.

С другой стороны, подрядчик НАСА — аэрокосмическая компания ATK (Alliant Techsystems Inc.) — уже провела испытания пятисегментных твердотельных ракетных ускорителей — дополнительных реактивных устройств, предназначенныхhttp://lenta.ru/news/2014/08/28/nasamars/ для ускорения ракеты и корректировки ее движения.
 
Пока мы приглашали попов для освящения ракет, загнивающая Европа с чуждыми нам ценностями достигла впечатляющего результата!
http://www.astronet.ru/db/msg/1319487/rosetta02_esa_2048.jpg.html

Фактически эта миссия аналогична "Фобос-Грунт", и что-то мне подсказывает, что она имеет все шансы стать удачной!
 
Последнее редактирование:
Тем временем в США собирают Орион для первого тестового полета с Дельтой4. Запуск в декабре. Если все пройдет хорошо полет с астронавтами на новом сверхтяжелом носителе в 2017-2018(?)















 
Последнее редактирование:
Миссия на Марс обошлась всего в $72 млн; страна также вывела спутник на орбиту красной планеты с первой попытки


Индия установила два мировых рекорда в освоении космоса. Сегодня запущенный в прошлом ноябре спутник Mangalyaan вышел на орбиту Марса, и Индия стала первой страной, которая смогла сделать это с первой попытки. Ранее свои аппараты на Марс отправляли США, Европа и Россия. Но индийская миссия (и это второй рекорд) стала самой дешевой: страна потратила на нее всего $72 млн.

Осуществилось «почти невозможное», «мы сотворили историю», заявил премьер-министр Нарендра Моди в Центре управления полетами в Бангалоре. Он напомнил, что из 51 попытки доставить спутник на орбиту Марса удачными были только 21.

Американское агентство NASA уже поздравило индийское аэрокосмическое агентство ISRO c успехом.

Основная задача Mangalyaan — протестировать с помощью NASA индийские технологии связи и навигации в глубоком космосе. Кроме того, спутник будет изучать атмосферу и поверхность Марса.

В июне Моди с гордостью заявлял, что Индия потратит на эту миссию меньше, чем авторы фильма «Гравитация» с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни, бюджет которого составил $100 млн.

Полеты к Марсу, организованные в последние годы другими странами, все стоили более этой суммы, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на отчеты национальных космических агентств. Так, 22 сентября орбиты красной планеты достиг американский аппарат Maven, который также должен заняться изучением ее атмосферы; бюджет этой миссии — $671 млн. Посылка к Марсу спутника Европейским космическим агентством в 2003 г. обошлась в $386 млн. Япония запустила спутник в 1998 г., он достиг цели в 2003 г., но не смог выйти на орбиту; эта миссия стоила $189 млн. В ноябре 2011 г. Россия запустила ракету с автоматической межпланетной станцией «Фобос-грунт» и интегрированным в нее китайским микроспутником. Однако «Фобос-грунт» не смог уйти с орбиты Земли. Расходы составили $117 млн.

Индийская космическая программа с самого начала имела небольшой бюджет: в первое время специалисты вообще работали в заброшенной церкви рядом со стартовой площадкой. Сегодня Индия тратит на космос $1,2 млрд в год. Для сравнения: бюджет NASA в текущем финансовом году, который завершится 30 сентября, составляет $17,6 млрд. Бюджет Федерального космического агентства России в 2014 г. составляет 165,814 млрд руб.; по курсу 33,4 руб./$, использованному при верстке федерального бюджета, это соответствует $4,96 млрд (а по сегодняшнему курсу ЦБ 38,67 руб./$ — $4,29 млрд).

Чтобы удешевить полет на Марс, Индия использовала уже имеющиеся у нее технологии и ограничила грузоподъемность спутника 15 кг, пишет WSJ. В прошлом, когда Индия провела испытания ядерного оружия, другие страны отказались делиться с ней технологиями, и ей ничего не оставалось, как разработать собственные, поясняет Аджей Леле из Института оборонных исследований и анализа в Нью-Дели. Сегодня у Индии «есть дешевая собственная технология», а инновации, позволяющие экономить средства, «являются насущной необходимостью», добавляет он.

В частности, чтобы сэкономить топливо, ISRO использовало для запуска спутника к Марсу не тяжелую мощную ракету, а небольшую, которая вывела его на орбиту Земли. Затем орбита была повышена и использована силовая установка, вытолкнувшая аппарат по направлению к Марсу, объяснил новостному телеканалу NDTV Копиллил Радхакришнан, председатель ISRO.

Свою роль в низких затратах на запуск Mangalyaan к Марсу сыграли и невысокие по сравнению с другими странами зарплаты индийских специалистов. «Специалист среднего уровня в ISRO получает около 100 000 рупий ($1644) в месяц», — говорит старший научный сотрудник Observer Research Foundation Раджесвари Пиллаи Раджагопалан, занимающийся исследованиями космоса.

Успех миссии на Марс станет для Индии важным шагом в развитии бизнеса по выводу космических аппаратов на околоземную орбиту, поскольку страна продемонстрирует, что способна успешно делать это за существенно меньшие деньги, чем конкуренты из других стран, отмечает WSJ. По данным ISRO, с 1975 г. Индия запустила более 50 спутников.

По данным американской исследовательской организации Space Foundation, мировой рынок космических услуг составил $304,31 млрд в 2012 г. (это последние из имеющихся данных).
 
Последнее редактирование:
У «Союза» не раскрылась одна из солнечных батарей



У космического корабля «Союз ТМА-14М», который 26 сентября стартовал к Международной космической станции (МКС), не раскрылась одна из солнечных батарей. Об этом РИА Новости сообщил представитель Центра управления полетами (ЦУП).

«Одна из панелей солнечных батарей по каким-то причинам пока не раскрылась. Но пристыковаться к МКС это, по предварительным данным, не помешает», — рассказал он. По его словам, был проведен маневр с использованием двигателей корабля, остальные системы работают штатно, а экипаж чувствует себя хорошо.

Представитель РКК «Энергия», в свою очередь, уточнил, что пока стыковка корабля и МКС планируется по шестичасовой схеме. «Через несколько часов все станет понятно. Пока экипаж реализует шестичасовую схему стыковки со станцией», — цитирует его ИТАР-ТАСС.

В то же время представитель NASA отметил, что у экипажа «имеется достаточное количество энергии в аккумуляторах корабля для сближения и стыковки со станцией», передает «Интерфакс».

Экипаж 41/42 экспедиции отправился на МКС с космодрома Байконур 26 сентября в 00:25 по московскому времени. «Через 528 секунд полета «Союз ТМА-14М» штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя на орбите искусственного спутника Земли», — отмечается в сообщении Роскосмоса.

В состав экипажа входят двое мужчин и одна женщина: командир Александр Самокутяев и бортинженеры Елена Серова и Барри Уилмор (Barry Wilmore). Серова будет второй российской женщиной (после Елены Кондаковой) в космосе. Экипаж 41/42 должен выполнить на станции более 50 экспериментов, а также удалить старое оборудование во время выхода в открытый космос.

Вместе с людьми на МКС полетели игрушечный леопард, а также новый герой детской телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» и символ 16-го Чемпионата мира FINA по водным видам спорта 2015 года — тигр.
http://lenta.ru/news/2014/09/26/soyuz/
 
Российский пилотируемый корабль «Союз ТМА-14М» с международным экипажем на борту успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС). «Корабль "причалил" к стыковочному узлу модуля "Поиск" в автоматическом режиме", — сообщили ИТАР-ТАСС на Байконуре.

Ранее сообщалось, что у космического корабля, который 26 сентября стартовал к МКС, не раскрылась одна из солнечных батарей. «Но пристыковаться к МКС это, по предварительным данным, не помешает», — рассказал представитель Центра управления полетами (ЦУП). По его словам, был проведен маневр с использованием двигателей корабля, остальные системы работают штатно, а экипаж чувствует себя хорошо.

В итоге, несмотря на нештатную ситуацию, экипажу удалось реализовать шестичасовую схему стыковки со станцией. Экипаж располагал достаточным количеством энергии в аккумуляторах корабля для сближения и стыковки.

Солнечная батарея, не сработавшая в полете, раскрылась уже после стыковки, около 06:50 по московскому времени, сообщил журналистам глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Экипаж 41/42 экспедиции отправился на МКС с космодрома Байконур 26 сентября в 00:25 по московскому времени. Через 528 секунд полета «Союз ТМА-14М» штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя на орбите искусственного спутника Земли.

В состав экипажа входят двое мужчин и одна женщина: командир Александр Самокутяев и бортинженеры Елена Серова и Барри Уилмор (Barry Wilmore). Серова будет второй российской женщиной (после Елены Кондаковой) в космосе. Экипаж 41/42 должен выполнить на станции более 50 экспериментов, а также удалить старое оборудование во время выхода в открытый космос.

Вместе с людьми на МКС полетели игрушечный леопард, а также новый герой детской телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» и символ 16-го Чемпионата мира FINA по водным видам спорта 2015 года — тигр.
http://lenta.ru/news/2014/09/26/iss/
 
да, а зачем ему вообще те батареи? ЕМНИП после катастрофы Пацаева-Волкова-Добровольского летать к станциям стали вовсе без батарей - а потом опять их поставили. Для чего, если долететь до станции корабль в состоянии и без них?
 
Аккумуляторы или одноразовые электрохимические источники разумного веса (до нескольких сотен кг! - см. ниже) могут обеспечить работу "Союза" не дольше нескольких суток с экипажем и в несколько раз дольше без экипажа (в качестве"спасательной шлюпки" при станции), что заведомо недостаточно для полноценного использования "Союза". Так, до начала 70х "Союз" использовался для пилотируемых полетов все возрастающей продолжительности - до 2-3 недель. А уже с начала 70х основное назначение "Союза" - обеспечение экспедиций на различные орбитальные станции ("Салют-...", "Мир", и уже много лет - МКС), с продолжительностью до многих месяцев.

Причем все время пребывания экипажа на станции "Союз" остается в дежурном режиме, и это может продолжаться до полугода, Все это время часть БРЭО и система терморегулирования продолжают работать и потребляют электроэнергию - хотя, видимо, во много раз меньше, чем при автономном полете с экипажем.

Мощность, потребляемая "Союзом" с экипажем, порядка 1 кВт. Это моя личная оценка с двух сторон - как исходя из моих представлений об энергопотреблении БРЭО (сотни Вт) и системой жизнеобеспечения (также сотни Вт), так и исходя из возможностей солнечных батарей "Союза" (на вид - менее 10 м2, удельная мощность кремниевой батареи за атмосферой до 200...300 Вт/м2 - но только когда корабль на солнечной стороне). В то же время, даже довольно крутые аккумуляторы (литиевые разных систем, серебряно-цинковые и т.п.) имеют удельную энергоемкость лишь порядка 0,15 кВт*час/кг - т.е., для выдачи 1 кВт в течение одних суток нужна аккумуляторная батарея массой 160 кг! А в дежурном режиме "Союза", вероятно, нужны десятки кг на сутки.

ЗЫ. Написал все это из головы, думая, что с ходу не найду нужные числа. Однако на всякий случай глянул в Вики - а там числа, вполне сравнимые с моими, причем кратко и емко: Удивило 500 Вт средней мощности и 18 кВт·ч на двое суток - это какой-то совсем голодный режим потребления!
 
Я балдею с этого искусственного разрывания истории. Сперва рвали на 1917, теперь начали на 1991.
То есть, Терешкова и Савицкая не российские женщины в космосе?
 
Да и летали вдвоём какое то время. Для облегчения?
втроем на тех Союзах можно было летать только без скафандров. После катастрофы корабль переработали - летать стали в скафандрах и вкрячили доп.источник кислорода. Из-за источника и скафандров третий уже не помещался, и по массе не проходили - поэтому выкинули и батареи. На аккумуляторах долетали до станции.
так он, наверное, от станции запитывался? Когда летал без батарей. Поставили чтобы станцию разгрузить от потребителей?