Как только стали тянуть штурвал на себя, чтобы таки оторвать носовую стойку, вытянули больше, чем нужно... сразу поняли, что будет после отрыва резкий кабрирующий момент.
Наоборот, они думали, что тянут мало, раз стали стабилизатор перекладывать. А тут, вдруг, раз - и нос стал резко подниматься. И, если я правильно понял, в этот момент надо уже не давать штурвал от себя, а упираться в него всеми силами. И на все это секунды три.
И, конечно, вполне возможно, что столкновение с кунгом "помогло". По фотографии похоже, что шасси по крыше проехалось. Это могло дать или крен, или скольжение. Плюс поврежденные закрылки.
Я специально в тренажерном зале попробовал такой фокус - на блоке с горизотальной тягой сел повыше, ногами уперся в упор, как бы в педали... там этот упор представляет собой трубу диаметром сантиметров 4... установил вес 65 кг и потянул... Ну не особо то и тяжело и носки ног у меня от нагрузки вниз не пошли чтоб надавить (мысленно) на тормоза.
А я попробовал поставить ноги пятками на пол, а чуть выше каблука сделать "упор". Если начать упираться, то мыски отклоняются вперед, притом на фиксированное расстояние...
И по поводу того, что это возможно уже есть три мнения летчиков, летавших на Як-42.
Ну я военный лётчик, знаю что на отечественной авиатехнике всё предусмотрено для "защиты от дураков".
Возможно, ключевое слово "военный". Военная приемка - это сила.