Sibiryak
Старожил
Почему-то здесь, на обсуждении, утвердилась, как мне кажется, точка зрения, что причиной катастрофы в Ярославле может быть все, что угодно, но только не нарушение центровки.
Но давайте все-же прикинем конкретней - какова она могла быть на самом деле?
Открываем руководство по загрузке и центровке самолета Як-42д.
Пустой самолет - 31790 кг - (+0.592) м - (+18813) кг*м.
Здесь первая цифра - вес, вторая - плечо от шпангоута № 44 (знак "-" означает "в сторону направления полета"), третья - крутящий момент в ту или иную сторону.
Далее - соответственно:
Экипаж (включая двух б/п) - 390 - (пропуск) - (-4311)
Снаряжение - 840 - (пропуск) - (-4110)
Груз в заднем багажнике - 690 - (+3.96) - (+2732.4)
Откуда 690?
Конечно, это предположение.
Но - обоснованное.
В "Руководстве..." сказано, что задний багажник состоит из 2-х секций с общим используемым объемом 5.76 м3, и для этой модификации самолета его максимальная загрузка багажом плотностью 120 кг/м3 - 690 кг.
Конечно, плотность багажа бывает и выше (почта - 270 кг/м3, грузом -300 кг/м3) - но это не наш вариант.
Среднее плечо для 2-х секций - (+3.96) м.
Груз в переднем богажнике - 2080 кг.
Эта цифра получается, если от коммерческой загрузки (5970 кг) вычесть вес пассажиров из
расчета 80 кг на человека и вышеуказанные 690 кг.
Логично предположить, что в переднем богажнике были загружены секции № 3, находящаяся прямо напротив люка, и секции № 2 и № 4 (возможно, и секции № 1 и № 5) расположенные по обе стороны от секции № 3 - просто так удобней грузить.
Конечно, в эти секции 2080 кг багажа из расчета 120 кг/м3 может и не влезть - но тут возникает законный вопрос - что это был за груз?
То, что эти 2 тн не могли быть какими-то "тряпками" - очевидно.
70 кг "тряпок" на человека - нереально, как-то...
Было что-то компактное и увесистое.
Таким образом, центр тяжести этого груза с большой долей вероятности мог находиться в районе секции № 3 - это (-8.6) м.
Теперь вот это:
"Я на этом самолёте летал еще с самого начала. Именно на этом борту. Вот, я открыл записную
книжечку свою и посмотрел: у 42-434 была центровка пустого самолёта немножко передняя –
46,3%. А у всех 48-49%." - Алексей островский, бывший пилот разбившегося Яка.
Салоны были переоборудованы.
Стенка, разделяющая салоны, находилась (в отличие от серийной компоновки) между 8 и 9 иллюминатором.
Этот вывод можно сделать, если посмотреть на фото переднего VIP-салона именно этого самолета, имеющиеся в интернете - .
Следовательно, задний салон был удлинен, но количество мест в нем осталось прежним - 60.
Таким образом, общий центр тяжести кресел заднего салона сместился вперед на 1.125 м и его плечо будет составлять (-1.02)м, что сместило центровку пустого самолета вперед на 0.247 % САХ от первоначальных 48.2 % (по "Руководству...").
Но 48.2 % - 0.247 % = 47.95 %.
А должно быть 46.3 %, как сказал Островский.
Значит, в результате переоборудования переднего салона, он был утяжелен.
Путем нехитрых вычислений можно определитьть, что это утяжеление составило 269 кг и плечо равномерно распределенной
по нему загрузки будет (-8,955)м.
Далее.
Как можно видеть и слышать на видеореконструкции МАК - речь в кабине самолета шла и о каком-то столе, принесенному кем-то в первый салон.
Что это за стол - непонятно, ведь на фото салона видно, что возле дивана стол стоит.
Может быть, его вначале не было - но, по идее, он же должен быть как-то прикручен к полу - а как иначе?
Но дело не в столе, в конце-концов, а в том, что в салоне наверняка было 15 человек (стол-то для кого?), что составляет 1200 кг.
Соответственно - в заднем салоне находилось 25 пассажиров или 2000 кг.
Теперь по топливу.
Что бы уложиться в "озвученный" МАКом взлетный вес (53949 кг), топлива на борту должно было быть 14690 кг.
Плечо его центра тяжести, согласно "Руководству..." составляет (-1.123) м.
Теперь, когда мы знаем все плечи и массы, можно высчитать создаваемые этими массами крутящие моменты и определить их сумму.
Она равна (-36457.34) кг*м.
Применив соответствующую формулу, имеющуюся в "Руководстве...", определяем центровку.
Она составляет... 20.65 % САХ.
Если для центровки 24.65 % угол стабилизатора в 8.7 гр был правильным (по МАКу), то для 20.65 % он должен быть 10.7 гр.
Если от отклоненного на 10.7 гр РВ вычесть 4-5 гр "штатных", то получим 6.7-5.7 гр "лишних", что то же самое, прмерно, как 1.9-2.23 гр стабилизатора.
Как видите, все "крутится" в районе 2-х гр стабилизатора - именно их и не хватило самолету для успешного взлета.
Обратите внимание - в расчетах нет практически никаких "натяжек".
Не прибавлено ни одного килограмма, все люди распределены по салонам абсолютно равномерно.
Если допустить, что здесь возможны варианты (заначка топлива и т.д), которые все себе хорошо представляют, то картина может быть еще неприглядней.
Но давайте все-же прикинем конкретней - какова она могла быть на самом деле?
Открываем руководство по загрузке и центровке самолета Як-42д.
Пустой самолет - 31790 кг - (+0.592) м - (+18813) кг*м.
Здесь первая цифра - вес, вторая - плечо от шпангоута № 44 (знак "-" означает "в сторону направления полета"), третья - крутящий момент в ту или иную сторону.
Далее - соответственно:
Экипаж (включая двух б/п) - 390 - (пропуск) - (-4311)
Снаряжение - 840 - (пропуск) - (-4110)
Груз в заднем багажнике - 690 - (+3.96) - (+2732.4)
Откуда 690?
Конечно, это предположение.
Но - обоснованное.
В "Руководстве..." сказано, что задний багажник состоит из 2-х секций с общим используемым объемом 5.76 м3, и для этой модификации самолета его максимальная загрузка багажом плотностью 120 кг/м3 - 690 кг.
Конечно, плотность багажа бывает и выше (почта - 270 кг/м3, грузом -300 кг/м3) - но это не наш вариант.
Среднее плечо для 2-х секций - (+3.96) м.
Груз в переднем богажнике - 2080 кг.
Эта цифра получается, если от коммерческой загрузки (5970 кг) вычесть вес пассажиров из
расчета 80 кг на человека и вышеуказанные 690 кг.
Логично предположить, что в переднем богажнике были загружены секции № 3, находящаяся прямо напротив люка, и секции № 2 и № 4 (возможно, и секции № 1 и № 5) расположенные по обе стороны от секции № 3 - просто так удобней грузить.
Конечно, в эти секции 2080 кг багажа из расчета 120 кг/м3 может и не влезть - но тут возникает законный вопрос - что это был за груз?
То, что эти 2 тн не могли быть какими-то "тряпками" - очевидно.
70 кг "тряпок" на человека - нереально, как-то...
Было что-то компактное и увесистое.
Таким образом, центр тяжести этого груза с большой долей вероятности мог находиться в районе секции № 3 - это (-8.6) м.
Теперь вот это:
"Я на этом самолёте летал еще с самого начала. Именно на этом борту. Вот, я открыл записную
книжечку свою и посмотрел: у 42-434 была центровка пустого самолёта немножко передняя –
46,3%. А у всех 48-49%." - Алексей островский, бывший пилот разбившегося Яка.
Салоны были переоборудованы.
Стенка, разделяющая салоны, находилась (в отличие от серийной компоновки) между 8 и 9 иллюминатором.
Этот вывод можно сделать, если посмотреть на фото переднего VIP-салона именно этого самолета, имеющиеся в интернете - .
Следовательно, задний салон был удлинен, но количество мест в нем осталось прежним - 60.
Таким образом, общий центр тяжести кресел заднего салона сместился вперед на 1.125 м и его плечо будет составлять (-1.02)м, что сместило центровку пустого самолета вперед на 0.247 % САХ от первоначальных 48.2 % (по "Руководству...").
Но 48.2 % - 0.247 % = 47.95 %.
А должно быть 46.3 %, как сказал Островский.
Значит, в результате переоборудования переднего салона, он был утяжелен.
Путем нехитрых вычислений можно определитьть, что это утяжеление составило 269 кг и плечо равномерно распределенной
по нему загрузки будет (-8,955)м.
Далее.
Как можно видеть и слышать на видеореконструкции МАК - речь в кабине самолета шла и о каком-то столе, принесенному кем-то в первый салон.
Что это за стол - непонятно, ведь на фото салона видно, что возле дивана стол стоит.
Может быть, его вначале не было - но, по идее, он же должен быть как-то прикручен к полу - а как иначе?
Но дело не в столе, в конце-концов, а в том, что в салоне наверняка было 15 человек (стол-то для кого?), что составляет 1200 кг.
Соответственно - в заднем салоне находилось 25 пассажиров или 2000 кг.
Теперь по топливу.
Что бы уложиться в "озвученный" МАКом взлетный вес (53949 кг), топлива на борту должно было быть 14690 кг.
Плечо его центра тяжести, согласно "Руководству..." составляет (-1.123) м.
Теперь, когда мы знаем все плечи и массы, можно высчитать создаваемые этими массами крутящие моменты и определить их сумму.
Она равна (-36457.34) кг*м.
Применив соответствующую формулу, имеющуюся в "Руководстве...", определяем центровку.
Она составляет... 20.65 % САХ.
Если для центровки 24.65 % угол стабилизатора в 8.7 гр был правильным (по МАКу), то для 20.65 % он должен быть 10.7 гр.
Если от отклоненного на 10.7 гр РВ вычесть 4-5 гр "штатных", то получим 6.7-5.7 гр "лишних", что то же самое, прмерно, как 1.9-2.23 гр стабилизатора.
Как видите, все "крутится" в районе 2-х гр стабилизатора - именно их и не хватило самолету для успешного взлета.
Обратите внимание - в расчетах нет практически никаких "натяжек".
Не прибавлено ни одного килограмма, все люди распределены по салонам абсолютно равномерно.
Если допустить, что здесь возможны варианты (заначка топлива и т.д), которые все себе хорошо представляют, то картина может быть еще неприглядней.
Последнее редактирование: