Скажите пожалуйста, а какое из указанных Вами положений должны принимать ноги летчика непосредственно на разбеге?
Лично я ставлю ноги «на полет» убедившись в устойчивом разбеге, при уверенности, что раздельное торможение для выдерживания направления уже не понадобится. Это примерно на скорости 80-120 км/ч. При сильном боковом ветре - значительно позже, тем более, что как правило, сильный боковой ветер сопровождается плохой погодой (или наоборот
)и не самым лучшим состоянием полосы (мокрая, лужи, блюдца льда, снега и т.п.). В общем, переношу тогда, когда явно эффективность РН превосходит эффективность носовой стойки (чувствуется). Сразу оговорюсь – это не правильно!
Но что мы видим в отчете МАК в отношении «неправильного переноса навыков» - «неправильной постановки ног» - «непроизвольного торможения»?
Во-первых: нет фото того, что МАК считает «неправильной постановки ног».
Во-вторых: В Заключении МАК год назад даны Рекомендации по повышению безопасности полетов:
«2.2 ОАК ОАО «Корпорация Иркут»
2.2.2 Подготовить предложения в Методические указания по всем типам эксплуатируемых воздушных судов по порядку правильной постановки ног на педали на всех этапах полета.»
Спустя год: «Рекомендации по повышению безопасности полетов
«5.2 ОАК ОАО «Корпорация Иркут»
5.2.2 Подготовить предложения в Методические указания по всем типам эксплуатируемых воздушных судов по порядку правильной постановки ног на педали на всех этапах полета.»
Почему за год не выполнены рекомендации МАК?
Игнорирование Иркут самой МАК или игнорирование повышения безопасности полетов?
И при этом МАК оба раза дает указания «С экипажами всех типов провести методические занятия по порядку правильной постановки ног на педали на различных этапах полета…» (п. 2.1.6 и п 5.1.6)
На основании каких документов проводить занятия? Как же должны держать ноги?
Ответа нет. Позже выскажу версию – почему.
Немного о переносе навыков.
Прошу обратить внимание на фото педалей различных типов. На ВСЕХ есть либо некое утолщение в нижней части педалей в виде валика, либо сам валик на раздельных педалях. Правильное положение ног «на руление» - валик каблуком, для ВСЕХ типов педалей (на рисунки и фото ссылки даны выше). Чашки позволяют лишь не держать ноги «на весу», что и на других типах педалей вовсе не вызывает никаких трудностей.
Теперь о навыках.
При рулении работает коленный сгиб, при торможении – голеностопный (я не медик – прошу простить за неточности). То есть совершенно разные группы мышц отвечают за разные действия. На педалях ВСЕХ типов. Даже в полете, когда требуется миллиметровое движение педали работает вся нога, а не носок, несмотря на то, что в положении «на полет» в педаль упирается носок, а пятка находится на полу.
Давайте рассмотрим возможные варианты положения ног на взлете.
1. Сразу отпустив тормоза (взлет с тормозов) – ноги «на полет».
2. Ноги «на полет» - только пилотирующий пилот, «на руление» - контролирующий пилот до V1 (Vотр).
3. Ноги «на руление» до V1 (Vотр) - пилотирующий пилот, «на полет» - контролирующий пилот.
4. Как попало, т.е. как я.
4-й отметаем сразу – в основе лежит субъективизм, не имеет точного юридического определения.
По 1-му возразят пилоты тех типов, у кого в РЛЭ прописано на взлете выдерживать направление «при необходимости используя раздельное торможение колес».
Какой из двух оставшихся вариантов выбрать «Корпорации Иркут»? Логичнее – 3-й с V1.
Осталось определиться с V1 – согласно РЛЭ или согласно заявлению Есаяна - «после скорости принятия решения у них было еще 3 секунды на принятие решения», или МАК - «не принятие решения о прекращении взлета вместо установки взлетного режима на скорости, большей скорости принятия решения». Прокурор может не так понять.
МАК в общем-то признал, что «неосознанное торможение» вторым пилотом не могло остаться незамеченным, что «неосознанное торможение» осуществлялось пилотирующим пилотом, каковым признан КВС (в частности, по стенограмме).
Значит, его ноги находились в положении 3.
Но тогда о каком негативном переносе навыков может идти речь?
Если проблема в том, что ноги не были переставлены в положение «на полет» после V1, то почему об этом, как о причине ни слова? А только «негативный перенос навыков»?
Потому и молчит Иркут, не хочет подставлять МАК, а вовсе не из-за того, что проводит серьезные научные исследования данной проблемы, тем более, что у него в распоряжении мировой опыт эксплуатации сплошных педалей на различных типах, и не потому, что игнорирует МАК и безопасность полетов вместе с ним.
Абсолютно согласен с предыдущими авторами в том, что Заключение МАК не преследует цель повышения безопасности полетов, смысл его только в «а осадочек то остался!». С детства помню: "пяточка-носочек -раз два- три
". МАК употребляет выражения "
пятки на полу" и "
ступни на тормозных площадках" и ни разу не употребляет "
носки ног". Эффект произведен! Об этом же косвенно свидетельствует отсутствие фотографии «неправильного положения ног» - у читателя отчета должно сложиться впечатление, что ноги были в положении III (см. пост Vin1964 № 11512 с. 1152).
А фото: Рис 52 «Постановка ног на педали Як-40 в процессе разбега» - ни о чем! Если не дай Б. что – «это положение ног контролирующего пилота» или «положение ног после V1»!
---------- Добавлено в 20:22 ----------
Да все абсолютно инструктора в США. Если не нужно тормозить - пятки на полу, рулим носками ног упертыми в низ педалей. Если ступня на педале - то только когда требуется тормозить.
Мой Вам добрый совет- рулите всегда в положении "ноги на руление". Когда со мной случился на рулении небольшой казус лет эдак 20-25 назад, мой инструктор мне сказал: "На земле будь трижды внимательней, все мои неприятности случались именно на земле". И я под этой фразой подписываюсь!