Вот для сравнения еще раз видео падения на взлете МиГ-15, не знаю, что там у них произошло.
Случайно попалось .Вот есть некоторые подробности относительно этого , здесь более подробно
http://www.v3let.ru/historia/278-ra3govor.html
Юрий ФЁДОРОВ,
Военный лётчик 1го класса,
выпускник ХВВАУЛ 1974 года
УТИ МиГ-15. Загадка странных катастроф на взлете.
часто причинами катастроф спарки УТИ МиГ-15 на взлёте называли отказы поперечного управления (вариант: отказы бустеров-гидроусилителей элеронов)... Когда спасатели и лётчики прибывали к месту разбившегося УТИшки, то наблюдали такую картину: погибшие пилоты в кабине держат ручки управления влево до упора. А самолёт ударился о землю, перевернувшись вправо! Что приходит в голову в первую очередь, когда видишь такое? Лётчики ведь опытные! Значит... Значит, «отказали бустера гидроусилителей»! Тем более, чаще всего злополучный бустер искорёжен, отыскать неисправность невозможно, сроки расследования поджимают. Вот и пишут в акте: «Отказ управления...», «Отказ бустера элеронов...»
Но, полагаю, это не так! Мне кажется, я знаю подлинную причину всех этих катастроф!
И могу утверждать, зная это не понаслышке!
Я дважды попадал в подобную ситуацию! Дважды!..
Но оба раза остался жив, и поэтому могу вам сейчас об этом рассказать!..
На взлёте после отрыва автоматически (как на МиГ-21) потянул ручку на себя. Чуть превысил углы, допустимые для взлёта на этой спарочке. Тут-то нас и ждали! Этого «чуть» оказалось достаточно! И самолёт начал энергично крутить бочку вправо, в сторону РСП. Для прекращения кренения мы, естественно, оба при нейтральных педалях даём ручку управления влево... Ещё влево... Полностью влево... А спарка с ещё большей угловой скоростью, не слушаясь рулей, крутит вправо! Так бы и сидел, пока кабинами не ударились о землю! Нас бы так и нашли – держащимися за ручки управления, которые даны влево по борту до упора. И, конечно же, причиной назвали бы «отказ бустеров управления»...
Мне повезло: в задней кабине у меня оказался опытный лётчик! Вместо того, чтобы «ждать» и «посмотреть», что будет дальше, он энергично и много дал левую педаль против вращения! Самолёт заскользил на правое крыло и тут же перестал крениться вправо, мы набрали скорость и УТИ стал послушен рулям.
Второго случая для меня оказалось достаточно, чтобы всё понять! Я вспомнил рассказы бывалых пилотов о погибших при взлёте на УТИшках, в которых мёртвые лётчики держали ручки влево по борту и о том, что спарки всё равно перевернуло вправо. Так было и при наших взлётах в Пушкине и в Вещево. Разница лишь в том, что я остался жив! Первый раз – благодаря полковнику Новикову, второй раз... – тоже благодаря ему (он меня научил) и самому себе! Для меня стали очевидны и мой прокол в том пушкинском полёте, и оплошка этого лейтенанта-лося. И причины катастроф практически всех экипажей УТИ МиГ-15 сразу после отрыва колёс от земли: ошибка лётчиков в технике пилотирования на взлёте! Одна и та же! У всех!
Кроме того, по странному стечению обстоятельств «бустера отказывали» на взлёте и лётчики погибали, пилотируя УТИ МиГ-15, не в полках, где давно эксплуатировали и эти спарки, и МиГ-17, а в тех частях, где уже влетались на других типах – на самолётах с большей тяговооружённостью (МиГ-21, МиГ-23, «Сухие» различных модификаций)! Лётчики этих полков либо летали на УТИшах по приборам (для «отработки распределения внимания»), либо перегоняли устаревшие спарочки на базы хранения (в ремонт). Вот экипажи ошибочно и превышали заданные углы набора высоты после отрыва, используя привычные навыки, полученные на новой технике... Я был на их месте, я знаю!..
Поэтому, полагаю, причиной гибели всех тех лётчиков на УТИшках были определены совсем, совсем не те!