Сегодня Ярославский райсуд вынес приговор по делу о катастрофе 7 сентября 2011 года самолета авиакомпании «Як-Сервис» Як-42 в аэропорту Туношна, в результате которой погибли игроки хоккейной команды «Локомотив». Бывшему заместителю гендиректора по организации летной работы «Як-Сервис» Вадиму Тимофееву, выпустившему в рейс неподготовленный экипаж, было назначено пять лет колонии-поселения, однако по амнистии его тут же освободили от наказания.
Поскольку в Ярославском райсуде не оказалось помещения, которое вместило бы всех желающих присутствовать на оглашении приговора по громкому делу, итоговое заседание было перенесено в более просторный Дзержинский райсуд Ярославля. В нем приговор оглашался трое суток.
Единственного подсудимого экс-замгендиректора по организации летной работы «Як-Сервиса» Вадима Тимофеева суд вслед за Следственным комитетом России, проводившим расследование катастрофы, признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта с тяжкими последствиями).
По версии обвинения, которую принял суд, господин Тимофеев «самоустранился» от возложенных на него обязанностей. Подсудимый знал, что оба пилота разбившегося в сентябре 2011 года при взлете из аэропорта Туношна пассажирского самолета не прошли необходимую для работы на Як-42 переподготовку, а второй пилот даже не обучался управлению самолетом этого типа. Тем не менее подсудимый Тимофеев допустил экипаж к полетам по фальсифицированным документам. Кроме того, данные бортовых самописцев, фиксировавших ошибки погибшего командира воздушного судна во время прежних полетов, им практически не были проанализированы. Допущенные Вадимом Тимофеевым нарушения, как решил суд, способствовали катастрофе Як-42 с хоккеистами «Локомотива».
«Квалификационные проверки командиром воздушного судна проводились фиктивно, что установлено следствием,— сказал судья Вячеслав Востриков, оглашая приговор.— Тимофеев знал об этом, но никаких мер не принимал». Это, в свою очередь, не позволило выявить ошибки пилотов в техники пилотирования.
В аварии, напомним, погибли 44 человека; выжить удалось лишь бортинженеру Александру Сизову.
Гособвинитель просила приговорить подсудимого к шести годам колонии-поселения. При этом гражданские иски к бывшему авиаменеджеру со стороны владельца разбившегося самолета и хоккейного клуба «Локомотив» прокурор предлагала оставить без удовлетворения, поскольку уголовное дело в отношении подсудимого было выделено из так называемого базового дела об авиакатастрофе, которое пока не расследовано. Собственник самолета, отметим, хотел получить с бывшего замгендиректора по организации летной работы авиакомпании «Як-Сервис» 17,649 млн руб., а клуб «Локомотив» — 3,05257 млн руб. за утерянное в катастрофе имущество. Суд так и поступил. Он отклонил гражданские иски, заявленные к подсудимому, назначив господину Тимофееву пять лет колонии-поселения. Впрочем, подсудимый тут же попал под амнистию, объявленную Госдумой в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Суд даже снял с него судимость.
Отметим, что, выступая в суде с последним словом, господин Тимофеев выразил соболезнования родственникам погибших. При этом, по словам обвиняемого, он предпочел бы погибнуть вместе с экипажем, а не оказаться на скамье подсудимых. Свою вину господин Тимофеев так и не признал.
В суде его защита и привлеченный с ее стороны авиаэксперт Вячеслав Кострюков привели альтернативную версию катастрофы. По мнению исследователя, ее могло спровоцировать, в том числе, нарушение центровки самолета — багаж хоккеистов якобы был сконцентрирован в переднем багажном отделении Як-42, а не размещен равномерно по самолету. Причем пилоты об этом по какой-то причине не знали — возможно, из-за спешки и усиленных мер безопасности в аэропорту Туношна, связанных с проведением в сентябре 2011 года в Ярославле Всероссийского экономического форума.
По мнению части потерпевших, расследование не было проведено в полном объеме, отработаны не все версии причин катастрофы. Потерпевшие ходатайствовали перед судом о возвращении дела на доследование с назначением дополнительных экспертиз, но им было отказано.
Суд же согласился с мнением участников технического расследования катастрофы, проведенного специалистами Межгосударственного авиационного комитета, в соответствии с которым катастрофа произошла из-за плохой подготовки пилотов — кто-то из них во время взлета неумышленно жал на тормоз. В результате самолет так и не смог набрать безопасную высоту: сбив курсовой маяк, он рухнул в русле реки Туношонки, развалился на части и загорелся.
http://kommersant.ru/doc/2816251