Рассыпание "химии" и время до начала её действия требует гораздо более 15 мин. В сумме — порядка часа, т.ч., не надо искать чёрную кошку.
Согласен с Вами.
В 14 часов техника на очистку полосы 01-19 выходила! Какие работы при этом выполнялись? Если снега на полосе не было, то остаётся только предупреждение образования гололеда. Или удаление гололеда.Скорее всего- второе. Потому что, как следует из текста РЭГА РФ - 94, предупреждение образования гололёда делают скорее всего поздней осенью, когда температура воздуха "гуляет" за сутки несколько раз вверх-вниз
Вот, как в РЭГА РФ - 94 вся эта технология описана:
5.2.52. Химические антигололедные реагенты представляют собой гранулы диаметром до 3 мм белого цвета, легко растворимые в воде. Объемная масса гранулированного реагента находится в пределах 0,7-0,9 г/см3.
Основные показатели химических антигололедных реагентов приведены в табл. 5.6.
5.2.54. Гранулированные реагенты проплавляют весь слой льда, снижают его адгезию с покрытием и производят его отслаивание.
Время плавления гранулированными реагентами составляет 10-30 мин.
5.2.57. Основными технологическими операциями при использовании антигололедных химических реагентов являются:
установление расхода реагента по соответствующим нормам их расхода;
распределение реагента по поверхности покрытия (разбрасывание или разлив);
уборка остатков разрушенного льда, слякоти и образовавшегося раствора реагента;
окончательная подсушка покрытия.
5.2.58. Предотвращение гололедных образований проводят в периоды возможного их интенсивного возникновения: при температуре воздуха в пределах от 0 до минус 6°С. Рекомендуется использовать методику прогнозирования гололедных образований (см. прил. 7).
Сущность метода предотвращения заключается в том, что заблаговременно после получения данных прогноза о возможном образовании гололеда по поверхности покрытия распределяется реагент в растворе или твердом виде. Образующийся в этих условиях лед имеет рыхлую структуру, слабое сцепление с поверхностью покрытия и легко очищается щетками снегоуборочных машин.
5.2.61. Удаление гололедных образований на поверхности аэродромных искусственных покрытий производится гранулированными реагентами в твердом виде.
5.2.66. Антигололедные реагенты рекомендуется распределять на ИВПП с учетом ее поперечных уклонов, направления и скорости ветра.
5.2.68. По истечении времени плавления льда производится окончательная очистка поверхности покрытия щетками уборочных машин типа ПМ-130 и ДЭ-224, а также от скопившегося в пониженных местах раствора реагента ветровыми машинами типа ВМ-66, ВМ-63, ВМ-АИ-25 и т.п. При необходимости покрытие подсушивается.
Но, в любом случае, эта работа должна была проводиться в 2 приёма. Сначала рассыпали реагент и подождали пока лед разрыхлится, подтает и отделится от покрытия. А затем, спустя некоторое время, сгребли его щетками и скребками и удалили с полосы. Да и интервал движения аэропланов не позволил бы сделать это в один приём.
Отсюда возникает вопрос: Какую операцию делали на ВПП в 14 часов? Удаляли гололёд после того, как предварительно с утра, посыпали его химикатами? Или же посыпали полосу реагентами перед тем, как убирать его ближе к вечеру?
Если верно второе предположение, то это плохо. Получается, что на ВПП примерно с 15 часов была водно-ледяная жижа. По какой то причине её уборка откладывалась. Пока на полосу садились груженые самолёты проблем не было. А когда на посадку пошел пустой аппарат это и проявилось.
Как могли развиваться события? Примерно так. Аэроплан-легкий, "летучий" (аэродинамическое качество около 10). Сел с перелётом. По полосе размазана ледяная каша. Пневматики основных стоек идут по ней с проскальзыванием и поэтому не могут раскрутиться до частоты вращения эквивалентной горизонтальной скорости апарата не менее 150 км/ч. Основной сигнал от датчиков раскрутки колёс не выдаётся. Поэтому даже при обжатых концевых выключателях автоматика будет считать аэроплан находящимся в воздухе. Что толку, что цепи концевых выключателей стоёк замкнуты? Передавать то по ним нечего - сигнал не формируется! Соответственно, наш "вандерфлюгцейг" не даст включить ни реверс двигателя ни тормоза и интерцепторы не поднимет. И движется практически исправный, но неуправляемый аппарат вдоль полосы с положительным уклоном, подгоняемый порывами попутного ветра, почти не снижая скорости навстречу оврагу и насыпи Киевского шоссе.