А не могло получиться так, что реализуемого одним оставшимся элероном момента по крену оказалось недостаточно чтобы парировать кренящий момент на малой скорости полёта? Конструктивный недостаток. В истории конструкторского дела известны ситуации, когда по результатам испытаний площади управляющих поверхностей приходилось увеличивать или менять углы установки.
На скорости, близкой к скорости срыва, элероны становятся малоэффективными. Ещё хуже, от них может быть противоположный эффект – опущенный элерон подъёмной силы на полуплоскости не добавляет, а вот дополнительное торможение создаёт. Чтобы нежелательный крен убрать, надо в первую голову бороться с разворотом вокруг вертикальной оси – педаль давить, насколько хватает эффективности РН. Более того, именно опущенный элерон может и быть той самой последней соломинкой, провоцирующей срыв на полуплоскости со своей стороны.
Есть хорошее упражнение, позволяющее всё это оценить «на ручках» – полёт на минимальной скорости на больших углах, с выдерживанием высоты. Элероны практически не работают, а вот развернуться »блинчиком» вполне получается, дозируя усилие на педалях – главное, не передавить – тогда welcome to штопор (возможно даже плоский, поскольку режим на двигателе надо поддерживать хороший, чтобы удержаться от парашютирования). Понятное дело, мы говорим о пилотажной машине с запасом высоты и психологической готовностью к штопорению, тогда от этого и удовольствие можно получить и машину хорошо прочувствовать.
По поводу недостаточности рулевых поверхностей и возможных переделках по результатам испытаний полностью согласен.
Последнее редактирование: