Организация авиаперевозок во времена СССР


Личное мнение рукопожатного маршала авиации СССР г-на Бугаева.
 
С большим интересом изучил все девяносто страниц топика.
Много профессиональных мнений, но вот один аспект не затронут совершенно - дороговизна билетов по отношению к средней зарплате в СССР.
Мой товарищ часто ездил в детстве с Урала на Дальний восток, в 1980-х, фактически каждое лето, так он говорит, что стоимость авиабилетов в два конца на семью из троих человек (один билет - детский) составляла порядка 600-650 руб, это месячный доход его семьи, с учетом того, что родители получали вполне неплохо по советским меркам (200-300р), работая "в поле" и имея всякие надбавки. Да, речь идет о рейсах типа Владивосток-Чита-Кемерово-Свердловск на супер комфортабельном ТУ-154Б.
Также слышал о том, что в более раннем периоде, времен "ТУ-114 и ИЛ-18" перелеты с Дальнего Востока в европейскую часть стоили настолько дорого, что семья вполне среднего и выше среднего достатка не могли себе каждый год это позволить. Проводили отпуск дома, в родном Приморье.
Сейчас же ситуация кардинально другая, даже если рассматривать перелет с Балтики на Тихий Океан. А тем более полеты средней дальности, скажем, из Санкт-Петербурга в Сочи или из Москвы в Екатеринбург.
Профессиональные льготы - да были, но все же охватывали не такой широкий круг людей. Мой родственник - военный, старший офицер, ими пользовался, но на дальние расстояния (летал в санатории от Кавказа до Камчатки - с европейской части СССР), а на ближние предпочитал личный автомобиль.
 
joy_t, там вопрос, какой доле дальневосточников проезд в отпуск компенсировался. Да и сейчас, чуть раньше, в Таиланды разные - не месячный доход семьи? И летали же. На 747 и т.п., то есть, массово.
 
дороговизна билетов по отношению к средней зарплате в СССР.
Как очевидец тех лет жизни на ДВ, в Приморье сначала, потом Камчатка, с одной стороны да, билет стоил дорого Владивосток - Москва, 111 руб в 1976 году, а мое первое ДД лейтенантское-211 руб в месяц. Но ВПД решало вопрос. Что касается гражданских, то практически все предприятия и учреждения оплачивали дорогу сотрудникам раз в два или в три года. Ничего не могу сказать про колхозы, совхозы, пенсионеров. Жена работала в УНР Стройтреста, секретарем, раз в два года оплачивали пролет всем, кто проработал год. В то же время, в Приморье было много санаториев и домов отдыха, многие предпочитали отдыхать дома. Не все стремились слетать в отпуск "на Запад" (так на местные называли полеты в Европейскую часть СССР или в СА), не у всех была родня а гостиницы были доступны не для всех. По наблюдениям, большинство пассажиров всегда составляли командировочные и военные отпускники с семьями. А вот моряки торгового и рыболовного флота легко выкладывали сотни рублей за билеты, это по наблюдениям в многодневных очередях в кассах летом. Для них 600 руб в месяц и более было легко заработать, их было легко заметить в очередях и на борту уже. Кроме того, значительное число дальневосточников это были любители охоты и рыбалки, и эти люди вообще крайне редко выбирались из Приморья, скорее они летали на Сахалин и Камчатку за тем же самым, или поездом ехали в Хабаровск. ЖД тоже много брала на себя, военный и гражданский люд любил этот вид транспорта тоже уважал. Буквально через год или два, в 1977 или даже уже в 76 году билет подорожал до 134 руб Владивосток-Москва. Да, схема компенсаций гражданским была устроена так, что по любому надо было сначала найти гроши, свои, чтобы купить билеты, а уже потом их стоимость возвращали, бывало что и не сразу. Авансов не давали, только отпускные.
 
Последнее редактирование:
Тут надо смотреть. У Аэрофлота, например, все тарифы субсидированные (вроде бы). 20-30 тыс в оба конца. Если говорить не о Аэрофлоте и Москве, то билет, условно, Екатеринбург-Владивосток это тысяч 40-50, но туда-обратно. В одну сторону - 20-25. На троих, включая детский билет (собственно, с чем сравниваю) - это сто - сто двадцать тысяч. Скажем так, меньше месячного дохода, если говорить о среднем и выше среднего достатке.
Таиланд - да, там билеты могут обойтись может быть даже выше, чем доход семьи в месяц, но международка - вещь особая, сравнивать международный туризм сейчас и в СССР не совсем правильно. Международный туризм в советское время был, но не таким доступным (хотя да, были профсоюзные скидки и т.п). Есть нюансы - например, многие берут путевку, включающую все - проживание, питание, а не только билеты. Если говорить о билетах - бывают интересные распродажи (в тот же Таиланд).
Компенсация билетов - да, я так понимаю, многим дальневосточникам компенсировали, но не всем. А на Урале, откуда мой приятель (Свердловск) - компенсация дороги была крайне редким явлением, просто родители товарища неплохо зарабатывали и могли себе позволить съездить в отпуск с родне на Дальний Восток, но копить надо было.
 
Страна у нас очень большая по размеру. И не может быть одновременно доступным билет из Москвы в Сочи и билет из Москвы во Владивосток. И тогда и сейчас.
А отношение цены билета к средней зарплате тоже со временем имеет право меняться. Мы же не сильно удивляемся, что телевизор или "шмотки" сейчас стоят не так дорого, как раньше (по отношению с зарплате).
 
Совсем неправильно. Свободной продажи авиабилетов за рубеж в СССР не было. Либо командировочные, либо в составе турпутёвки.

Цены естественно были выше. Билет Москва - Тбилиси стоил 37 руб., а той же продолжительности Москва - Белград - 78 руб. (более чем вдвое дороже).
 
Москва-Владивосток 111 руб, а Москва-Токио 485 руб...
 
Мне другое помнится…. В отпуск «на Юга» из Сибири и Дальнего Востока очень многие( думаю, что большинство) летали через Москву. При этом восточные рейсы летали в Домодедово, а южные во Внуково. Толпы людей стояли в очередях на межаэропортовые экспрессы, многие ездили на электричках/метро/автобусах с детьми и багажом… Особенно при обратном вылете «с материка» зрелище было то еще. При продажу билетов только «one way» вообще умолчу….
 
Было такое.... И в ДМД спали на лестницах как бомжи, подстелив плащи... )
 
Что до международного туризма - в Европу (в том числе и в первую очередь социалистическую) туристов отправляли преимущественно поездом. А внутри уже мог быть и местный самолет и местный пароход. Но - международный участок поездом. Ходили поезда из Москвы/Ленинграда и в Будапешт, и в Белград, и в Софию, не говоря уже о Варшаве и Берлине. И самолеты тоже, но туристов отправляли поездом. Мои близкие родственники много катались и рассказывали. Уж не знаю, почему, догадываюсь, тупо дешевле группу оформить.
Да, турпоездки в какую-нибудь Индию включали именно перелет, но такие "путевки" были совсем уж уделом небожителей.
Через Москву люди летали с ДВ/Сибири на юга, но, как мне рассказывал тот же уральский приятель, при наличие рейсов не через Москву, в основном летали целенаправленно, с остановками несколько дней на шоппинг). ГУМ-ЦУМ-Ядран-Лейпциг. А останавливались у родни (в том числе дальней), знакомых, знакомых знакомых - в то время как-то было проще договориться с малознакомыми людьми. В комедии "Паспорт" этот момент очень красочно показан, там остановка у армейского друга одного из членов семьи была. В гостиницах (например, при аэровокзале), конечно, тоже селились, но реже.
 
В гостиницах (например, при аэровокзале), конечно, тоже селились, но реже.
С гостиницами в Москве, насколько мне известно, тогда "была напряженка", причем сильная!
В детстве с родителями летал через Москву - ночевали в креслах на аэровокзале.
И в ДМД спали на лестницах как бомжи, подстелив плащи... )
Да.! Где там только не спали, и что не подстилали!
Шереметьево-1 по сравнению с Домодедово (в 1982 году) мне показался просто каким-то неожиданно спокойным аэропортом.
 
joy_t, в целом верно. Но были и исключения. БОльшую часть туристов везли поездом. Иногда ещё интереснее: плацкартом до Чопа, оттуда в Югославию через Венгрию автобусом (удовольствие так себе, но выбирать не приходилось). Однако часть туристов летала даже в Восточную Европу.
 
Совсем нет. Середина 80-х. Областной центр в РСФСР. ВУЗ. Свободно лежали путевки на Кубу и иногда во Вьетнам. Никто не брал. При чем профессоров чуть ли не насильно туда хотели запихивать, ибо путевки то надо было реализовывать. Одно НО. Путевки шли не по профсоюзной линии, и стоили мама не горюй. Ну и билеты тоже за свои. Короче семье из 3 человек отдохнуть 3 недели, стоило под 5000 рублей.
 
Слетали с родителями на Кубу по путевке в 1984 г на две недели. 1120 рублей с человека. Это включая авиабилеты из Иркутска в Москву и обратно.

В молодости очень любил на работах у родителей изучать стенды профсоюзного комитета.

Вьетнам и Индия были примерно по такой же цене. А ещё круизы зимой из Владивостока на экватор, но без захода в иностранные порты ))

Но нам тогда никто не говорил, что на Кубу в августе лучше не надо =))
 
В те времена авиационный транспорт был относительно дорогой. Сейчас посмотрел тарифы авиакомпании PAN AM за 1970 год: стоимость билетов OW там измеряется сотнями долларов на больших расстояниях и $50-70 по Европе. А сто баксов в 1970 году это были ого-го какие деньги.

Возвращаясь к внутрисоюзным перевозкам. Были ещё и льготные категории пассажиров. Дети до 12 лет пользовались скидкой в 50% от тарифа. Учащиеся школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов - 30%. Правда, второй категории предоставляли скидки с 1 октября по 31 мая, но тоже хорошее подспорье было.