ПАК-ФА

Вопрос ну ни фига не странный.
Скорость эффективного применения УВТ - не более четырёхсот км/ч. Если истребитель в БВБ потерял скорость настолько, то он уже, в общем, покойник. Так что пригоден УВТ разве что на авиашоу, ну, и на взлёте / посадке может какой-то эффект дать.
Именно по этой причине на Западе сей игрушкой никто не увлёкся. Да и братья-китайцы что-то в играх с "вектором" не замечены. Разве что индусы в своё время купились на рекламу этого вундердевайса...

И на меня вы, как на свидетеля, ссылаетесь зря - пилотаж, о котором я говорил, выполнялся на машине без УВТ.
 
Гы! Вам про Ф-22 с УВТ и его взлёт с «переломом траектории» напомнить? Видео в сети море.
Хотя, правда ценность такой опции в бою близка к зеро. Но разве самолёт это только оружие? Это дорогой ТОВАР, а его нужно показать!
 
Последнее редактирование:
Это Ф22-то «недоразумение»? Это законодатель мод» для мирового авиапрома на долгие годы вперёд! Особливо для нашего. Вспомнить хотя бы, как с плоским соплом мучались (или мучились) создав некую халабудину на десятке. Не потянули? Пришлось круглое крутить. Зато сколько денег на НИОКР!
 
1. Назовите ещё один (хотя бы) западный истребитель с УВТ.
2. Назовите причину, по которой находящиеся в строю или в серии самолёты тех же США не оснащаются УВТ.

После этого сможем поговорить о законодателях авиационных мод.

Заодно можете рассказать, почему плоское сопло так и не вошло в моду.
 
чой-та? А F35 STOVL? Разве не с УВТ?! ( причём, гады, у нас и содрали -с Як-41)
После этого сможем поговорить о законодателях авиационных мод.
Гы! А разве перечень стелс-технологий, внедрённых на Ф-22 ограничиваются плоским соплом?!
Заодно можете рассказать, почему плоское сопло так и не вошло в моду
могу, а зачем? проблемы очевидны Но. Разве это когда останавливало «наших конструкторов»? - будут внедрять!
 
Последнее редактирование:
На F-16 пробовали, вроде даже до сих пор возятся без фанатизьма - NF-16D (X-62A) VISTA.

Но смысл этого действа весьма сомнителен, усложнение, удорожание, увеличение вероятности отказов, без очевидных тактических преимуществ. Поэтому, по всей видимости, данное направление так и останется тупиковым, а основное развитие идет по линии БРЭО и минимизации ЭПР.
 
А разве Ф22 был угрозой для Запада?
ОК. Поиграем по вашим правилам.
F-22 является безусловной угрозой для ВВС НОАК. Почему же тогда китайцы не поставят УВТ на свои "клоны" Су-27? Хотя бы...

чой-та? А F35 STOVL? Разве не с УВТ?!
Безусловно, нет - в том значении, которое мы обсуждаем.
Или вам лавры Петросяна покоя не дают?

( причём, гады, у нас и содрали -с Як-41)
Это уже даже не Петросян - это уровень рыжего клоуна из местечкового шапито.

Ну, хотя бы для того, чтобы объяснить, почему F-22, который вы тут объявили "законодателем авиационной моды", в части УВТ и плоского сопла никакого влияния на "авиационную моду" не оказал.
Ваша девичья фамилия Шанель?
 
А зачем клоны: Китайцы показали истребитель с управлением вектором тяги
уровень рыжего клоуна из местечкового шапито.
Не стоит так болезненно реагировать на сарказм ...«шинель» какая-то- это такой юмор? Я одного не пойму: десятки лет сотни людей пилят -выпиливают некое плоское сопло с УВТ, а форумные эксперты говорят: «дураки»! Мне достаточно понятны проблемы двигла, оснащённого такой приблудой. Но видимо есть веские резоны у заказчика для его внедрения? Или у заказчика что-то не так с головой? Или нет ее вовсе- той «головы», что должна определять приоритеты, а не тупо пытаться сделать «как у них»?
 
Невнятное видео пятилетней давности?
А уж фраза "Техническая реализация управления вектором тяги достаточно сложна и требует серьезного изменения конструкции самолета. В целом во всем мире существует лишь несколько серийных истребителей, на которых реализовано управление вектором тяги: Су-30 Су-35С, Су-57 и F-22" повеселила изрядно.

Вы просто не в курсе "полной" истории появления на F-22 того самого плоского сопла с УВТ.

Амы повесили на него сразу несколько задач.
Во-первых, это снижение ИК-заметности - за счёт того, что "турбину меньше видно".
Во-вторых, это улучшение ВПХ - как за счёт лучшей управляемости на взлётных / посадочных режимах, так и за счёт реверса тяги, который, по мысли разработчиков, было проще получить именно на плоском сопле (варианты "Торнадо" и "Виггена" их решительно не устраивали).
Ну, и в-третьих, это то самое улучшение маневренности.
В общем, вундердевайс - одним махом троих побивахом. Однако реальность внесла коррективы.

Сначала выяснилось, что для заметного снижения ИК-заметности(sik!) сопло нужно "растягивать" до соотношения сторон 1:4, а ещё лучше - до 1:8 (как на F-117). Однако при этом потери в сопле зашкаливали. Поэтому ограничились "демонстрационным" соотношением 1:2, которое помогает снижению ИК-заметности, как мёртвому припарки.

Под исследования ВПХ (и "маневра") построили демонстратор F-15 STOL/MTD (Maneuver Technology Demonstrator). Результаты были отличными: разбег сократился на четверть (справедливости ради, там ещё и ПГО было), пробег - до пятисот метров. Сокращение пробега достигалось за счёт реверса. Однако опыт эксплуатации плоского сопла с реверсом на демонстраторе показал, что существуют проблемы с ресурсом, наблюдаются тепловые деформации конструкции ХЧФ и прочие баги. В общем, решили не заморачиваться с реверсом, и F-22 получил посконный и домотканый тормозной парашют.

С улучшением маневренности тоже получился облом. Да, F-15 STOL/MTD демонстрировал полёт на углах атаки до 85-ти градусов. Однако же получалось это только на скоростях порядка двухсот узлов. А вот выше момента УВТ уже просто не хватало. То есть область применения УВТ ограничивалась авиашоу и - возможно - взлётом/посадкой (при наличии соответствующей а/д конфигурации самолёта).
На упомянутый демонстратор повесили круглое 3D-сопло (F-15 ACTIVE), которое должно было работать лучше. Но и это не помогло. В итоге, идея тихо умерла.

Однако же невъе...ный уровень новизны надо было продемонстрировать!
Посему на "Рапторе" оставили то самое плоское сопло с УВТ, которое решает одну задачу: показывает, на что ушла часть денежек американских налогоплательщиков.
 
Последнее редактирование:
О! Шикарно! Спасибо за развернутый ответ! Освежили память. Несомненно- Ф22 в первую очередь демонстратор технологий. И амерский налогоплательщик должен видеть: что куда и почем. Это не наш вариант, где авиастроительное лобби в лице того же Петросяна пропихивает свои сомнительные поделки с одной целью- запустить лапу в бюджет....
 
А какой тактический смысл может быть у такой штуки?
Ну, хорошо, извратились, научили летать хвостом вперед, а, собственно, зачем?

Развитие средств поражения вывело на первый план задачу избежать обнаружения и поражания, всё остальное уже вторично, ибо если не решить первую задачу, то до остального уже и не дойдет... Получается примерно как у подводников - главное свойство ПЛ - это скрытность, всё остальное - фигня, пусть там хоть один ТА будет, и ход пять узлов... Но если она полностью невидима, то это вот прямо капец какая грозная вундервафля, а если там 100500 ТА, ракет, и всего прочего, но её слышно за сотни миль - фуфло это, а не ПЛ...
 
Реакции: WWs
А какой тактический смысл может быть у такой штуки?
Самый прямой. Тем более что транс/сверхзвук основной диапазон тактической работы раптора, если о нем вести речь.
Без ОВТ здесь никак не реализовать максимальные эксплуатационные перегрузки.
 
Вы весьма упрощено трактуете задвчу обнаружения и сопровождения цели
Цель всегда на фоне помех. Помехи могут быть как статические (отражение от холма) так и "переменные" (стаи птиц, волна на воде, термические потоки, облака и т.п.) Соответственно обнаружение цели - задача выделить объект перемещающийся по траектории ожидаемой от ЛА со скоростями ожидаемыми от ЛА. Задача это вероятностная, и чем ближе к "границе возможностей" траектория ЛА тем менее вероятно ожидание такого объекта.. Соответственно активно маневрирующий самолет обнаруживается и сопровождается куда хуже чем его собрат идущий равномерно и прямолинейно.
 
Несомненно - Ф22 в первую очередь демонстратор технологий.
В вашем определении не хватает одного слова - это демонстратор бизнес-технологий.
"Раптор" - первая боевая машина, созданная по законам эффективного маркетинга. Да, не всё получилось, как надо / хотелось. Но опыт был осмыслен и усвоен, что мы сейчас и наблюдаем в программе F-35.
Его создателям (и причастным к процессу) впору вручать две Нобелевских премии - по медицине и по экономике. За то, что сумели втюхать такой геморрой за такие деньги.

И амерский налогоплательщик должен видеть: что куда и почем.
Это "дела давно минувших дней". Сейчас ам. налогоплательщик (он же - акционер) видит то, что ему показывают по телевизору.
Впрочем, это общемировой процесс...

Если вы имеете в виду SSJ, то не было тогда у Асланыча столь меркантильных мыслей. Ему просто ОЧЕНЬ хотелось оставить свой след в истории КБ. Вот он и решил сделать это путём разработки первого пассажирского самолёта марки Су.
Ну, а если речь о Су-57, то здесь он тоже не причём. С советских времён Заказчик не стал умнее, и его желания остались на уровне "хотим как у супостата - но чтобы оно ещё и доилось" (с - Барковский-мл.). Столкновение Сочетание неуёмных желаний ЦНИИ-30 с реальными возможностями промышленности и дало в результате то, что мы имеем.