«Двигатель ПД-8 должен в сентябре получить сертификат и начать сертификационные испытания в составе самолёта. Это было крайне напряженное решение. Сейчас мы сдвинули [срок] почти на 16 месяцев влево», – сказал Бочаров.
Давайте восстановим хронологию.
Контракт на разработку ПД-8 подписан в
декабре 2019 года (его проект был на сайте госзакупок, наверно и сейчас можно его там найти). Срок получения сертификата типа на двигатель по нему -
декабрь 2024 года.
На МАКС-2021
в июле 2021 года ОДК провела презентацию двигателя ПД-8. В презентации была представлена "дорожная карта программы", в которой назывались следующие сроки:
- испытание первого двигателя - февраль 2022
- готовность к первому вылету - сентябрь 2022
- получение сертификата типа ПД-8 -
июнь 2023
Таким образом еще к июлю 2021 года, т.е. за 9 месяцев до известных событий, срок сертификации ПД-8 уже был сдвинут на полтора года вперед - от первоначального декабря 2024 года на июнь 2023 года. И еще в начале этого года, насколько слышал, этот директивный срок (июнь 2023) был еще в силе. Видимо, теперь сместился на сентябрь.
Теперь что касается высказывавшихся здесь недоумений, как же начнутся полеты на самолете, если двигатель еще не сертифицирован. А совсем необязательна такая последовательность, бывает по разному. SaM146 был сертифицирован в России в августе 2010 года (а в EASA еще раньше) - более чем через 2 года после начала летных испытаний RRJ-95 (май 2008 года). ПД-14, наоборот, получил сертификат типа в октябре 2018 года, а первый МС-21 с ПД-14 взлетел только через 2 года после этого - в декабре 2020-го. Другое дело, что МСу было на чем летать и до ПД-14, а Суперджету для того чтобы начать летать, некогда было ждать сертификации СаМа... Как будет в данном случае - увидим. Но опытным самолетам вполне можно начать летать и до получения сертификата типа на двигатель.