День четвёртый у нас прошёл просто на ура. Первоначально планировалась, как обычно, экскурсия по городу, но в итоге она неожиданно превратилась в экскурсию по Мангистау. Мы вообще-то изначально хотели поехать в какой-нибудь тур по окрестностям Актау, и в гостинице на ресепшене даже есть буклет турфирмы с прейскурантом на такие поездки. Решили ехать либо к горе Шеркала, либо в Долину шаров. Это и по деньгам, и по логистике самые удобные маршруты. А на мой вкус и самые интересные.
Но вот незадача. Ближайшую группу формировали только на воскресенье, а это день нашего отъезда. Не выходит, ибо поездка почти на целый день.
И тут нас выручил один из менеджеров отеля. Он связал нас со своим братом, который подрядился устроить нам трип на своей Hyundai Elantra и к Шеркале, и в Долину шаров. Правда цену заломил 35 тыщ тенге. Это, если что, на 7 тысяч дороже, чем за две экскурсии на двоих у турфирмы.
Карета подана! Нас ждут приключения в казахской пустыне.
Но плюсы тоже были, и немало. Во-первых, так за одну поездку мы посещали сразу два места. У турфирмы это две разных экскурсии. Во-вторых, мы ехали вдвоём, как короли, а не с группой галдящих туристов. В-третьих, за обычный джип-тур туда же просили от 60к KZT, а не 35, как заплатили мы. В-четвёртых, других вариантов у нас просто не было.
Максат, так звали нашего гида, приехал за нами около полудня. По пути заехали в обменник и магазин за продуктами, где нас ждал его брат Арман, который должен был прокладывать дорогу.
Наши провожатые, недавние переселенцы из Туркмении, или уралманы, как в Казахстане зовут казахов-иммигрантов. Хотя номинально все переселенцы считаются уралманами, фактически, на бытовом уровне, к ним относят исключительно выходцев из дальнего зарубежья, которые почти поголовно не знают русский язык, крайне малограмотны и являются носителями совершенно чуждого нам менталитета. В то время как переселенцы из бывших советских республик, наши бывшие сограждане, по сути ничем не отличаются от коренных представителей титульной нации Казахстана — хорошо говорят по-русски, имеют приличное образование, в принципе лояльно относятся к русским и России.
Наши новые друзья и гиды, Максат и Арман.
После распада СССР уралманы стали явлением, оказывающим заметное влияние на демографическую и этническую ситуацию в Казахстане. С 1991 г. на историческую родину вернулись более миллиона казахов. С учётом их потомства, появившегося уже на новой родине, более высокого уровня рождаемости, чем у русских и "старых" казахов, а также массовым отъездом из РК неказахского населения это привело к значительному изменению национального состава населения и его менталитета.
Наши новые друзья — типичные представители второй категории уралманов. Приятные ребята, лишь одно маленько удивило — большое преклонение перед Америкой, как у нас в 1990-е, когда все слушали группу "Комбинация" и мечтали жить в США.
План был такой. До Шеркалы от нашей гостиницы примерно 200 км, плюс ещё аппендикс вёрст на 20 в оба конца от трассы в Долину шаров, куда мы сначала и планировали отправиться.
Наш ралли-рейд на карте. Серый цвет - дорога туда, зелёный - обратно. Тут ещё нет отростка в Долину шаров, это середина правой половины серой дороги в сторону гор.
Мы выехали из города в сторону аэропорта, и не доезжая его свернули налево. Цивилизация резко кончилась. Качество дороги стало намного хуже, вместо городской застройки пошли редкие и бедные аулы. Кругом расстилалась бескрайняя, похожая на пустыню степь и невысокие, голые как череп, горы.
Только линии ЛЭП и это плохонькое шоссе напоминают о цивилизации. Но скоро и это всё сгинет в пустыне.
По обочинам замелькали невозмутимо жующие колючку одногорбые дромадеры и двугорбые бактрианы, стада лошадей, коз и баранов, которые то и дело переходили дорогу, а иногда просто шли по ней, откровенно харкая на плетущиеся за ними машины. Экзотика! Прежде всего верблюды, здесь они особенно вписываются в ландшафт и кажутся его неотъемлемой частью.
Лошадей в природе видели все ...
... чего не скажешь об этих горбатых друзьях человека.
Временами попадались мусульманские кладбища, которые от наших отличаются тем, что выглядят как целые города, но в которых живут мёртвые, а не живые. Эти некрополи застроены настоящими домами разной степени крутизны и размера, хотя по словам наших гидов, ислам осуждает такое посмертное расточительство.
Мусульманское кладбище похоже на настоящий город.
Примерно в 70 км от Актау, в районе аула Жынгылды, съехали с асфальта и попёрли прямо через степь. Максат и Арман сами очутились в этих местах впервые и с дорогой дали маху. Можно было, как позже выяснилось, поехать по менее убитому просёлку, съезд на который в полуверсте от того места, где повернули мы. А дорога там была, я вам скажу, полный салам алейкум, как выражаются местные.
Максат ещё поднагнал жути, сообщив, что такие места любят наркоманы, которые разводят здесь коноплю и без предупреждения стреляют по машинам, слишком близко подъехавшим к их делянкам.
Фото, к счастью, и близко не передаёт истинное лицо той "дороги", на которой мы оказались. А впереди - предполагаемое логово наркодельцов.
Две укатанные колеи, усыпанные острыми камнями, а между ними покрытый жёсткими, как проволока, травой и кустиками довольно высокий гребень. Без джипа там делать нечего, и соваться туда на седане с мизерным клиренсом и худосочными шинами было полным безумием. Из-за гребня ехать по колее было невозможно — даже на скорости 5 км/ч, с которой мы кое-как двигались, глушак, кардан и колёса с днищем у нас отвалились бы за 5 минут. Приходилось ехать боком — одно колесо в колее, другое по гребню.
"Совет в Филях". Пока Максат и Арман думают, как ехать дальше, я снимаю местные красоты.
Иногда путь преграждали большие камни, торчавшие прямо из дороги, и тогда нам с Арманом, сидевшим сзади, приходилось выходить из машины, чтобы немного увеличить дорожный просвет и подсказать водителю, куда рулить для безопасного объезда препятствия. Короче, каждую минуту я ожидал, что у "Элантры" чего-нибудь оторвётся, сломается или пробьётся.