Крупные станции с вокзалами, особенно в Москве, целесообразность имеют, а вот всякие ухтомские?
Во-первых, там немалый район. Во-вторых куча наземного транспорта по округе, в т.ч. и до метро. Комбинированый тариф "90 минут" очень даже рулит. И говорю как на духу, сам грешен - едешь без билета до Ухтомской, там выходишь, берешь до Выхино... на любой элке едешь дальше. На Плющеве удобно брать до Новой, Электрозаводской или Казанского. Удобно до того, что даже спускаться не надо, касса прямо на платформе. С Сортировочной до м. Авиамоторная и пешком не так уж далеко идти.
Турникеты да, содержать надо. ЧОПа там нет, но таки есть аутсорсинг. Некое ООО "Мегаполис". Народ там работает в скотских условиях. Вахта по месяцу, смены по 16-18 часов. Тотальный хронический недосып. Им снимают квартиры в неходовых и недорогих районах, зато около железки, они там на одной кровати спят по очереди - с теми, кто на смене. Зарплата точно не знаю сколько, но смешная для таких условий. Тотально люди из регионов - местных единицы. А потом и вовсе там решили, что местных не будут брать совсем - вахту не отрабатывают, все бросают и уходят. Это вот тот "чоп", что стоит около турникетов. Пушечное мясо.
Поездные контролеры-кассиры - уже РЖД, ЦППК. Тоже спецодежду им надо. И еще кассу, а она денег стоит. Зарплаты порядка 35 предлагают... ну "от 35"... ну будет 37. Ну 40. За такую то работу... хотя это уже Трудовой Кодекс, полный соцпакет и льготы РЖД - уж не знаю, много ли там чего. Об'явления в электричках висят - на работу приглашают.
Контролеры трясут в основном дальние электрички - Рязань, Голутвин. Ну может Шиферную. Наши, 47 крайне редко, и скорей всего, попутно, пока едут на Люберцы, где у них разворотный пункт. На ближнем плече трафик через каждую станцию большой, проезд сравнительно недорогой, поэтому турникеты рулят. На дальняке выход на отдельно взятой остановке невелик - кое-где даже касс нет или работает не весь день, стоимость проезда кусается, поэтому... народ по-философски относится - молча отдает за проезд одной зоны и сбор за продажу билета в поезде. Это теперь особая платная услуга пассажиру
Сейчам ИМХО 100 рублей. Пассажир этой услугой пользуется. Пассажиру хорошо - денег сэкономил по сравнению с оплатой полной стотмости, и РЖД хорошо - что-то осязаемое лучше, чем совсем ничего.
Еще пассажир кроит на абонементах. Нарезка тарифных зон по разовым билетам и, например, абонементный "билет рабочего дня" отличается. Берется один билет - от Раменского до Томилино - на максимальную длину, но за одну цену. И второй - от Казанского вокзала до Люберец - тоже единый тарифный интервал. Остаются всего два неоплаченных перегона: Люберцы-Панки-Томилино, но шанс встретить контролеров именно там невелик. Ну, встретишь - заплатишь. Зато в целом это будет дешевле, чем один билет на всю длину поездки, тем более при более-менее длинном сроке скидка по сравнению с разовыми билетами - оптом дешевле. Несколько лет назад это вполне работало, как сейчас не знаю, мож че и поменялось.
Вот как-то так...