Реестр Як-38

На первом фото изображен первый Як-38М борт 78 и его старший техник Анатолий Диденко, самолет из состава 3-й АЭ 279 полка, фото сделано на ТАвКР Баку в период 15-20 апреля 1989 года (учения и показ слушателям академии)
 
Последнее редактирование:

Если 04050, то ВММ93 - 02 партии, 08156 ВММ95 – 04 партии (первоначально номер 95 был желтым). Между ними 03 партия – самолеты 311 и 299 ап.
08494 ВММ88 – 05 партии, самолет испытателей
 
По моему все таки зав. номер Як-38М 93 - 04050, или 04030, получается что самолеты Як-38М 279 полка с б/н 88 по 93 или 94 - 02 партии, а с 78 по 87 - 01 партии (покрашены в традиционные сине-зеленые цвета, кроме (экспериментально окрашенных в светло-серый, темно-серый цвета 79 и 80), т.к. самолет 88 (я был его техником) с зав.номером 04254 в полку был (по бортовому номеру и окраске полная копия самолета 88 КБ Яковлева, только выпуска 1985 года).
Кстати Як-38М борт 80, единственный в полку получивший повреждения (незначительные носовой части) при вертикальной посадке, а борт 95 в апреле 1989 году садился на Баку с зависания на высоте более 1 км (ошибка в считывании показаний высотомера), но тем не менее произвел посадку благополучно, несмотря на покрытые льдом лопатки компрессоров ПД. Больше не припомню серьёзных инцидентов в полете с Як-38М в полку, очень надежный самолет и подъемные двигатели РД-38.
 
... самолеты Як-38М 279 полка...
Вашего заводского еще не было. Я приблизительно так же думаю. Во 02 партии получается, что при увеличении БН, заводские уменьшаются. А в двух партиях, кроме северных (78-94), самолеты испытателей – ВММ40 камуфлированный, 48 и 38 зеленые.
Про 80 не помню уже.
 
Еще раз рассмотрел номер на створке ПД самолета 93, может я ошибся и он все таки не 04050, а 04650 или 04950, поскольку я думаю, что и заводские и бортовые номера, по крайней мере в 279 полку должны идти по возрастанию, исходя из зав. номеров и даты выпуска самолета МАП 38-04192, дат выпуска самолетов с 88 по 94 1985-86 годы и зав. номеру 88-04254.
 
Последнее редактирование:
Поискал, что делал в это время. Обычно летали на своих самолетах, я был во 2-й аэ, в этих учениях участия не принимал. 17.04 перегнал на корабль ВММ34, а 27.04 с корабля на аэродром - ВММ96 и еще два полета с аэродрома сделал. 28.04 - четыре полета с аэродрома на ВММ88.
 
Позже выложу фото
На учениях и выходе в море с 17.04.89 по 25.04.89 я находился на Баку, в качестве ст.техника Як-38М борт 88, на корабле базировалось 16 Як-38М, практически одновременно в море выходил и Киев, если не ошибаюсь на нем базировалось 12 Як-38 и Як-38М, вы, как я понял перегоняли самолеты с Киева, с Баку самолеты перелетели пораньше, по моему это было через день или два после 19.04.89, когда произошла авария вертолета Ка-25 с БПК Исаченков, экипаж жив, но здорово побились, их перевезли в медблок Баку и в госпиталь.

88 борт летал много, вас помню, но по формуляру наиболее часто летал на самолете в этом году комэск 4 (мы ещё шутили, МиГов мол не хватает), хотя вылетов было много, обычно 5-6 вылетов за смену, как правило полупрофили по 32-37 минут, рекордом был полет с взлетом и посадкой по самолетному, 1 час 1 минута.
В следующем году уже началось переучивание на Су-25 и приемка самолетов с базы хранения.
 
Нашел постановку задачи на перелет с такр (С-1) на аэродром С-3 24 апреля 1989. Время 8.00-22.00. ГРП: РП – подполковник Дмитренко, ДШ – капитан Персиянов, ПРП – майор Петров. Прогноз погоды: проход теплого фронта, облачность 6-9 баллов с НГО 600-1000 метров с понижением до 400-600 метров. С 14 часов осадки, видимость 3-5 км. Ветер 80-100 градусов, 6-9 м/с, после 12 часов до 12 м/с. Температура +3…+6 градусов. В тетради схема перелета, но выполненные полеты отмечены 27.04 и далее. Нет на руках летной книжки чтобы уточнить.

В 1989 году два корабля было. На какой летим я не отмечал в тетради, просто такр. Позывные уже ни о чем не говорят, канал РСБН-РМК был разный, по нему можно определить. На "Киев" ЯК-38М не летали – отличались швартовки на переднюю стойку. Аварию Гиматдинова помню, я тоже был на "Баку".
 
Я только по памяти могу сказать, полеты выполнялись с двух кораблей, на Баку было 16 самолетов Як-38М, командир группы был Владимир Иванович, на Киеве было около десятка, (по моему 12) Як-38, Як-38М, кто командовал не помню, есть фото сделанное на Баку перед выходом, на нём виден и Киев с самолетами, видно правда не четко, но если присмотреться то видны самолеты светло-серой окраски, а это однозначно Як-38М.
А что касается передней швартовки, вспомнил, действительно, такая проблема была на Киеве, но по моему или в зипе на Як-38М шли швартовки, или на Баку БЧ-6 поделилась из наличия швартовками с Киевом.
На втором фото Як-38М борт 78, первый самолет Як-38М полученный 279 полком от САЗ, слева просматривается нос другого самолета, номера не видно, но это точно Як-38М борт 88.



 
Последнее редактирование:
На "Киев" летали ВКРовские ВМ61-77, кроме некоторых потерянных и по др. причинам. Это было на БС-85, выходах корабля в 1986 году, БС-87. Они же на БС-88 "Баку". В 1989 году полетов на "Киеве" немного - вот эти, летом учения и ГИ МО. Если рассуждать о цвете – фотографию ВММ91 я взял у Харченко. Другая - ВМ72 на "Киеве" – выкладывал Fencer. У "Киева" БН был 075, "Баку" – 079. Никогда не видел фотографий ЯК-38М на "Киеве".



 
Да, я помню бортовые Яков под ВКР, одну из них, если не ошибаюсь 62, по ВКР облетывал с С-1 комэск 1, Шаверин Н.А., а я был на ней техником временно, по моему это было перед БС 88, я на эту БС не ходил, ходил уже на Кузнецове 95-96 и далее.
Харченко помню, был замполитом 3 АЭ.
А с фото кораблей немного запутался, вот этот Як-38М борт 92 на палубе какого корабля стоит? Напоминает трапом на площадку АК Киев? Или я ошибаюсь?



 
Последнее редактирование:

Вы меня убедили. И про швартовки, и про трап… ВММ92 действительно на "Киеве". На ветке был механик самолета - madgreencat717, с.30 и др., у него интересные воспоминания о службе в ап.

Снимок "Киева" (до ремонта, поперечный брус на ПП потом убрали) ради поручней трапа, и "Баку" – отсутствует малый спонсон и, соответственно, трап.



 
Спасибо, с интересом ознакомился с воспоминаниями madgreencat717, Степанова Н.И. помню конечно, комэск 3 АЭ был.
 
... ознакомился с воспоминаниями madgreencat717...

По-вертикали за полярным кругом
 
Внешне самолеты одинаковы, единственное отличие это различные заводские номера (вернее последние пять цифр номера), нанесенные на заголовнике К-36ВМ, держателях САВ, верхней и нижних створках отсека ПД, створках и нишах шасси и т.д.
Да, ещё на полковом Як-38М борт 88, где то с 1989-90 годов бортовой номер перекрашен с желтого на синий, для лучшего распознавания.
На заводе синие номера начали наносить на Як-38М начиная с бортового номера 33
 
Последнее редактирование:
И второй снимок ВММ91, с цветом можно ошибиться

Посмотреть вложение 705580
Да, видимо более раннее ч/б фото 91-го в полете, или засвечено, или так проявлено.
Интересно, а вашем фото, на разборке бортовой номер 91 так и не перекрасили с желтого на синий, если память не подводит, то скорее всего это связано с тем, что этот борт в 1990 году долго простоял на комплексе доработок.
Лакокрасочное покрытие на Як-38М очень приличное, и Су-33 и Су-25УТГ были первоначально покрашены ЛКП гораздо худшего качества
 
А дальнейшая судьба самолета известна?
Где то в конце 89 начале 90-го годов, выполнили комплекс доработок по опознаванию, замене патрубков ПТБ и др. А затем передали самолеты в 1-ю АЭ (т.к. к тому времени был выработан ресурс на Як-38 1-й АЭ, поэтому полеты выполнялись на Як-38М и на Як-38У борт 11), а техсостав (вернее сборная команда из 2-й и 3-й АЭ), переучились на Су-25 и в ноябре 1990 года приступили к получению самолетов Су-25 из бхр Овруч.
Получается, что переучивание и получение Су-25 прошло в обратном порядке, началось с 4-й АЭ и закончилось на 1-й АЭ

А самолеты Як-38М, в том числе и борт 88 (кроме 93, 95), были в первой половине 90-х годов разделаны на цветмет на месте базирования