Реестр Як-38

Реклама
... опознать марку прибора - на фотографии я выделил его красным цветом.
(Если не ошибаюсь это фото кабины ЯК-38М, когда-то стоявшего на ходынке)
И как я понимаю на ЯК-38М его заменили вместо предыдущих индикаторов ПД-1, ПД-2 (И1П-8), поправьте меня если я ошибаюсь.

Да, это указатель оборотов ПД. Устанавливался на самолеты с №0111. Названия не знаю. ВМ60 на Ходынке не ЯК-38М, а обыкновенный ЯК-38, даже не ВКРовский. В ап поступил в 1981 году в группе самолетов 59-67.

Выше справа – указатель манометра, показывал давление в магистрали струйного управления (в норме – более 3). Такими же были два манометра на более ранних самолетах. Показывали давление P2 ПД-1 и ПД-2 - на м.г. (0,5 тяги) - 0,8-1,1, при повороте сопла увеличивалось до 2,5.

В РЛЭ не было их названия.
 
Fencer, rotkinsa - спасибо за ваши отклики!
Может позже кто-то из ветеранов ИТС зайдёт на эту тему и сможет назвать маркировку этого тахометра.
Я бы с радостью тоже заглянул в РЛЭ, но к сожалению не довелось.
Ещё конечно хотелось бы разобраться с надписями на светосигнализаторах СПП-2, буду рад пообщаться в личной переписке если кто-то согласится помочь.
 
Не было фото ВМ87 311ап. Летчик-испытатель Заболотский.

ВМ87_Заболотский.jpg
 
Помогите пожалуйста опознать марку прибора - на фотографии я выделил его красным цветом.
untitled52.jpg
 
Спасибо за фотографию, но на ней тоже не получается прочитать точную марку указателя ПД.

Нашёл в интернете ещё пару фотографий кабины ЯК-38, на одной из них тоже виден этот указатель.

в клубе Юный патриот Родины, г. Владивосток.jpg



в клубе Юный патриот Родины, г. Владивосток_1.jpg
 
Повторюсь по отличиям кабин

Отличались держки катапультирумого кресла – "ломающиеся", без шарикового замка, на ручке управления ползунок управления соплом - сдвоенный, на РУД - СКЭ и кнопка управления разворотом передней стойки, в районе крана шасси - кнопка и светосигнализатор "короткий разбег" для ВКР, табло отличалось и располагалось в правой верхней части приборной доски…
 
....случайно заглянул.....!....все самолеты эксплуатирующиеся...в частях...независимо "ВМ"(Як38) или "82"(Як38М)...имели эдинтичную приборную доску...."ВМ"...все были доработаны по соответственным комплексам доработок....САЗом.!..."столбиковый"указатель рядом с указателем положения сопла ПМД...является указателем " Р в струйном( реактивном) управлении.....ранее на первых сериях ...два столбиковых указателя ....показывали....Р( Пк*)...в ПД-1 и ПД-2.....кстати .истории....Летчик испытатель Дексбах... ...при посадке по вертикали ..незаметил в одном "стобике"....давление ..а отказал ПД..!..и совершил аварийную...грубую посадку...с работающим одним ПД.к счастью все...Обошлось....!
 
rotkinsa - снова благодарю вас за помощь!

vvm - спасибо что заглянули на эту тему и спасибо за информацию, но я ни как не могу определить марку этого тахометрического указателя ПД, может поможете?

Мне тоже кое-что удалось найти: вот фото кабины с ползунком на РУСе для сдвоенного управления сопла (из Тольятти) и рисунок с табло сигнализации, как rotkinsa сказал, расположенной в правой верхней части приборной панели.
Это похоже на М-ку или как сказал vvm - у всех была идентичная приборная доска, то есть вот такая ?

Сдвоенное упр на РУС..JPG


Приборная доска ЯКа..jpg
 
Реклама
На схеме приборной доски ИТЭ-2Т разве не на нём написано? Да и по виду он очень на разновидности ИТЭ-2 похож.

Там два тахометрических указателя: один для ПМД другой для ПД.
ИТЭ-2Т написано на указателе ПМД, я же спрашивал про марку указателя ПД.
 
Последнее редактирование:
Если память мне не изменяет указатель n ПД имел маркировку...» ДТЭ». Только возникает вопрос зачем такие подробности....
 
Это похоже на М-ку или как сказал vvm - у всех была идентичная приборная доска, то есть вот такая ?

На схеме указаны два заводских номера – 60699 – это ВМ60 (был на Ходынке, а сейчас в музее Задорожного), последний обыкновенный ЯК-38 и 60700, которого еще не было. Последующие северные ВМ61-77 – ВКРовские ЯК-38 (последние – с завода, а в основном доработаны в ап) и кабина – соответственно. Заводские номера ЯК-38М начинались с 01ххх…
 
...все Яки ...были" ВКРовские !"..( были отличия с М) но...кого это интересует можно разьяснить..!.По кабине....где ползунок управления сопла..сдвоенный ...это Мка....!
 
...где ползунок управления сопла..сдвоенный ...это Мка....!

Мы о разных самолетах, у вас были свои, у нас – свои… Заглянем в кабину ЯК-38М испытателей в Виннице – "ломающиеся" держки кресла и сдвоенный кнюппель сопла. И посмотрим на переднюю стойку самолета в Тольятти – неуправляемая, т.е. - ЯК-38.

ЯК-38М-83.jpeg


ЯК-38-71.jpg
 
На схеме указаны два заводских номера – 60699 – это ВМ60 (был на Ходынке, а сейчас в музее Задорожного), последний обыкновенный ЯК-38 и 60700, которого еще не было. Последующие северные ВМ61-77 – ВКРовские ЯК-38 (последние – с завода, а в основном доработаны в ап) и кабина – соответственно. Заводские номера ЯК-38М начинались с 01ххх…
Кстати, возник вопрос, на Як-38М стоял ПМД Р-28В-300 большей тяги, по сравнению с Р-27В-300 на Як-38, интересно ваше мнение о большем отборе воздуха в систему РУ на ВММ по сравнению с ВМ и в связи с этим лучшей управляемостью ВММ при посадке на корабль в условиях килевой и бортовой качки? Или это было не так? И ещё, нашел ограничение для ВМ по максимальной бортовой качке корабля +-3°, это так? И какова физическая сущность данного ограничения, если оно было? И вообще, что мешает СВВП совершать посадки в условиях сильной качки, по вашему?
 
Реклама
... на Як-38М стоял ПМД Р-28В-300 большей тяги... с большем отборе воздуха в систему РУ... с лучшей управляемостью при посадке на корабль... ограничение для ВМ по максимальной бортовой качке корабля +-3°, это так? И какова физическая сущность данного ограничения...

Условно разделил бы самолеты на три группы – обыкновенные, ВКРовские и М. Летать приходилось больше на своих, ВКРовских и они занимали промежуточное положение. На обыкновенных приходилось подергаться, на корабле смотришь за взлетающим рядом самолетом, голову задираешь, в возмущенном потоке самолет подбалтывает и понимаешь, что падать ему некуда как на твою голову. А у ЯК-38М устойчивость казалась уже избыточной, но это субъективно. Я другой цифры отбора воздуха на струйное управление (10 кг/с) не встречал. Управлению помогало изменение тяги ПМД/ПД. Может отличалось и передаточное число САУ.

Ограничение по бортовой качке было до 6 градусов.

Связано с возможностью руления (такое же ограничение) - раздельное торможение колес, относительно небольшая колея и большая база – колесо выворачивалось в сторону крена корабля и невозможно было прорулить по прямой. Рекомендовалось рулить при крене близком к 0.

Возможности самолета по управлению близки к этой величине крена. На вертикальных и переходных режимах управление "по положению" обеспечивалось в пределах "конуса управления" – положению самолета в пространстве соответствовало определенное положение ручки управления. В РЛЭ углы "конуса" по тангажу от 6 на пикирование до 15 на кабрирование, по крену 7 градусов, фактически чуть больше. Если взять ручку управления на себя на 100 мм – самолет увеличит тангаж на 10 градусов. Можно отклонить больше и так, что самолет выйдет за пределы "конуса" по тангажу или крену. Там управление как на самолетных режимах – при отклоненной ручке самолет будет уже вращаться. А по достижении углов в 20-30 градусов сработает СКЭ.
 
Назад