Fencer, здравствуйте. Я являюсь студентом рыбинского авиационного колледжа и учусь на факультете "Производство авиационных двигателей". (4 курс - последний). Параллельно работаю на ПАО ОДК-Сатурн(думаю знаете, кто Д-30 серийно выпускает))))). От колледжа поступило предложение сделать доклад про АД и нам предоставили выбор, мною была предложена тема про СВВП. Но проблема в том, что не особо много информации про РД-36-35ФВ (для Як-36/38). У Вас очень много фотографий Як-38М. Есть ли фотографии двигателей? Если есть, то как Вами можно связаться?
P.S С работы ничего выносить нельзя, поэтому к Вам обращаюсь.
Уважаемый Алексей, надеюсь, у Вас всё получилось . Не стал сразу писать этот пост, чтобы не подменять Вашу личную работу по поиску нужной информации.
На самом деле источники, которые привожу, гуглятся за 7 минут, вопрос лишь в выборе нужной информации из них (а она местами очень даже интересная, особо не растиражированная, из этого можно сделать отличную компиляцию).
Для этой ветки будет весьма полезно сохранить эти ссылки и нужные фрагменты из опубликованных по ним материалов здесь.
Итак,
1) книга к 70-летию генерального конструктора РКБМ Александра Новикова, стр. 84-85.
https://ciam.ru/novikov/pdf/Новиков_Часть2.pdf.
2) Презентация НПО "Сатурн" к 100-летней годовщине со дня рождения профессора, д.т.н., главного конструктора РКБМ Петра Колесова, стр. 7.
http://www.itp-forum.ru/conf2015/documents/Section_prezentations/ПЗ_НТК_Шмотин.pdf.
3) Книга "Отечественные ГТД. Основные параметры и конструктивные схемы: учебное пособие / В. А. Зрелов ; СГАУ, 2002. - (Ч. 2):
http://repo.ssau.ru/bitstream/Ucheb...54916/1/Зрелов В.А. Отечественные ГТД Ч.2.pdf.
Цитата:
"Первый в стране подъёмный двигатель РД36-35 был изготовлен в апреле 1964 г., а в апреле 1967 г. были проведены чистовые стендовые испытания. В 1966 г. на Рыбинском моторном заводе было изготовлено 20 двигателей РД36-35, а на опытном заводе — 32 двигателя.
РД36-35 — одноконтурный ТРД, работающий циклами продолжительностью 2...3 мин. Он состоит из 6-ступенчатого осевого (первая ступень сверхзвуковая) компрессора, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой турбины с неохлаждаемыми лопатками и сужающегося нерегулируемого реактивного сопла. Летные испытания самолета Т-58ВД, оборудованного тремя подъёмными двигателями РД36-35, показали, что длина разбега при взлете сократилась почти в 2,5 раза, а длина пробега при посадке —- более чем в 2 раза. При установке двух двигателей РД36-35 на самолет МиГ-21ПФ для посадки требовалась полоса длиной не более 300 м, а длина разбега самолетов МиГ при взлете сократилась с 1100 м до 250 м. Первые полеты с подъёмными двигателями начались в 1966 г. и продолжались до 1968 г. на самолетах укороченного взлета и посадки. В 1968 г. был разработан и изготовлен первый двигатель РД36-35ФВ для самолета вертикального взлета и посадки Як-36М, использующего два подъёмных двигателя и один подъёмно-маршевый. В 1971 г. двигатель прошел длительные чистовые стендовые испытания, а в 1972 г. — государственные испытания. В этом же году началось его серийное производство на Рыбинском моторном заводе. РД36-35ФВ — первый отечественный подъёмный двигатель, выпускавшийся серийно.
Это одновальный ТРД с 6-ступенчатым осевым компрессором со сверхзвуковой первой ступенью, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной с охлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками и нерегулируемым поворотным реактивным соплом.
Самолет Як-36М был принят на вооружение под названием Як-38. С 1981 г. стали выпускаться двигатели РД36-35ФВР. За период с 1973 по 1983 гг. Рыбинским моторным заводом было изготовлено 575 двигателей РД36-35ФВ и РД36-35ФВР.
В 1981 г. вышло Постановление о создании самолета Як-38М с взлетной массой на 500 кг больше, чем у Як-38. Для нового самолета был разработан новый подъемный двигатель РД-38, состоящий из 6-ступенчатого осевого компрессора со сверхзвуковой первой ступенью, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой турбины и двухпозиционного (поворотного) сопла. Двигатель РД-38 в 1984 г. прошел Государственные испытания и в этом же году был запущен в серийное производство. Изготовлено и поставлено в эксплуатацию было 190 двигателей."
4) Проспект "Рыбинские моторы", стр. 11-12.:
http://www.k204.ru/books/vrd/wiki2/PDF/RM.pdf.
5) Журнал "Двигатель" № 4(52) 2007 г. , стр. 24, статья Александра Николаева «Взлетаем вертикально!»:
http://engine.aviaport.ru/issues/52/page24.html.
6) Презентация "Конструктивно-силовая схема АД и ЭУ", кафедра КиПДЛА СГАУ:
https://ppt-online.org/351870.
7) Выдержка из книги "Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия"", 1994, стр. 127-128.
http://aviaros.narod.ru/rd-36-35.htm.
8) О двигателе РД-41 на "Уголке неба" Дмитрия "Dale" Волкова:
http://www.airwar.ru/enc/engines/rd41.html.
9) Справка о РМЗ из книги Тихонова С. Г. «Оборонные предприятия СССР и России», 2010 г.:
https://oboron-prom.ru/page,49,predpriyatiya-21-40.html.
Цитаты:
"В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967 г. по пр. № 30сс от 23.01.1968 г. было задано создание на базе РД36-35 подъёмного двигателя РД36-35ФВ для СВВП Як-36М с предъявлением на 25-часовые госиспытания в 3-м квартале 1970 г., ... построить в 1968-70 г. 18 опытных двигателей РД36-35ФВ для СВВП.
...
Разработаны: ... РД36-35 (1964), ... РД-38 для Як-38 (1980), РД-41 (1982).
...
Производство: ... РД36-35ФВ (1969-83) - 575, РД36-35ФВР (1981-89), ... РД-38 (1985-89)~ 400 (думается, домысел автора, по всей логике, верное значение — 190 (см. выше) — АК), РД-41 (РД-48) (1982) - 30."
10) Вики, пусть тоже будет (немного полезного есть в плане собрания некоторых фактов в одном месте, но всегда "Википедию" следует перепроверять! особенно по узкоспециализированным темам есть множество опечаток и недостоверных сведений — если есть возможность, правьте, пожалуйста, статьи в Вики, это доступно каждому!).
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/РД-36
11) О применении двигателей РД36-35 или РД36-38 из книги «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.» на нереализованном проекте самолёта Як-33 (здесь интересен тем, что информация о нём в известных публикациях о двигателе РД36-35 не встречается; в дальнейшем обозначение РД36-38 упростилось до РД-38, а "36" в обозначениях двигателей РКБМ означало номер ОКБ-36, как оно именовалось изначально, и писалось без дефиса после "РД" (встречается регулярная ошибка в других публикациях) — правильно именно РД36-** — АК):
https://testpilot.ru/russia/yakovlev/33/.
Последнее редактирование: