Реестр Як-38


Уважаемый Алексей, надеюсь, у Вас всё получилось . Не стал сразу писать этот пост, чтобы не подменять Вашу личную работу по поиску нужной информации.
На самом деле источники, которые привожу, гуглятся за 7 минут, вопрос лишь в выборе нужной информации из них (а она местами очень даже интересная, особо не растиражированная, из этого можно сделать отличную компиляцию).

Для этой ветки будет весьма полезно сохранить эти ссылки и нужные фрагменты из опубликованных по ним материалов здесь.

Итак,

1) книга к 70-летию генерального конструктора РКБМ Александра Новикова, стр. 84-85.
https://ciam.ru/novikov/pdf/Новиков_Часть2.pdf.



2) Презентация НПО "Сатурн" к 100-летней годовщине со дня рождения профессора, д.т.н., главного конструктора РКБМ Петра Колесова, стр. 7.
http://www.itp-forum.ru/conf2015/documents/Section_prezentations/ПЗ_НТК_Шмотин.pdf.



3) Книга "Отечественные ГТД. Основные параметры и конструктивные схемы: учебное пособие / В. А. Зрелов ; СГАУ, 2002. - (Ч. 2):
http://repo.ssau.ru/bitstream/Ucheb...54916/1/Зрелов В.А. Отечественные ГТД Ч.2.pdf.

Цитата:
"Первый в стране подъёмный двигатель РД36-35 был изготовлен в апреле 1964 г., а в апреле 1967 г. были проведены чистовые стендовые испытания. В 1966 г. на Рыбинском моторном заводе было изготовлено 20 двигателей РД36-35, а на опытном заводе — 32 двигателя.
РД36-35 — одноконтурный ТРД, работающий циклами продолжительностью 2...3 мин. Он состоит из 6-ступенчатого осевого (первая ступень сверхзвуковая) компрессора, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой турбины с неохлаждаемыми лопатками и сужающегося нерегулируемого реактивного сопла. Летные испытания самолета Т-58ВД, оборудованного тремя подъёмными двигателями РД36-35, показали, что длина разбега при взлете сократилась почти в 2,5 раза, а длина пробега при посадке —- более чем в 2 раза. При установке двух двигателей РД36-35 на самолет МиГ-21ПФ для посадки требовалась полоса длиной не более 300 м, а длина разбега самолетов МиГ при взлете сократилась с 1100 м до 250 м. Первые полеты с подъёмными двигателями начались в 1966 г. и продолжались до 1968 г. на самолетах укороченного взлета и посадки. В 1968 г. был разработан и изготовлен первый двигатель РД36-35ФВ для самолета вертикального взлета и посадки Як-36М, использующего два подъёмных двигателя и один подъёмно-маршевый. В 1971 г. двигатель прошел длительные чистовые стендовые испытания, а в 1972 г. — государственные испытания. В этом же году началось его серийное производство на Рыбинском моторном заводе. РД36-35ФВ — первый отечественный подъёмный двигатель, выпускавшийся серийно.
Это одновальный ТРД с 6-ступенчатым осевым компрессором со сверхзвуковой первой ступенью, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной с охлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками и нерегулируемым поворотным реактивным соплом.
Самолет Як-36М был принят на вооружение под названием Як-38. С 1981 г. стали выпускаться двигатели РД36-35ФВР. За период с 1973 по 1983 гг. Рыбинским моторным заводом было изготовлено 575 двигателей РД36-35ФВ и РД36-35ФВР.
В 1981 г. вышло Постановление о создании самолета Як-38М с взлетной массой на 500 кг больше, чем у Як-38. Для нового самолета был разработан новый подъемный двигатель РД-38, состоящий из 6-ступенчатого осевого компрессора со сверхзвуковой первой ступенью, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой турбины и двухпозиционного (поворотного) сопла. Двигатель РД-38 в 1984 г. прошел Государственные испытания и в этом же году был запущен в серийное производство. Изготовлено и поставлено в эксплуатацию было 190 двигателей."




4) Проспект "Рыбинские моторы", стр. 11-12.:
http://www.k204.ru/books/vrd/wiki2/PDF/RM.pdf.



5) Журнал "Двигатель" № 4(52) 2007 г. , стр. 24, статья Александра Николаева «Взлетаем вертикально!»:
http://engine.aviaport.ru/issues/52/page24.html.

6) Презентация "Конструктивно-силовая схема АД и ЭУ", кафедра КиПДЛА СГАУ:
https://ppt-online.org/351870.



7) Выдержка из книги "Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия"", 1994, стр. 127-128.
http://aviaros.narod.ru/rd-36-35.htm.

8) О двигателе РД-41 на "Уголке неба" Дмитрия "Dale" Волкова:
http://www.airwar.ru/enc/engines/rd41.html.

9) Справка о РМЗ из книги Тихонова С. Г. «Оборонные предприятия СССР и России», 2010 г.:
https://oboron-prom.ru/page,49,predpriyatiya-21-40.html.
Цитаты:
"В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967 г. по пр. № 30сс от 23.01.1968 г. было задано создание на базе РД36-35 подъёмного двигателя РД36-35ФВ для СВВП Як-36М с предъявлением на 25-часовые госиспытания в 3-м квартале 1970 г., ... построить в 1968-70 г. 18 опытных двигателей РД36-35ФВ для СВВП.
...
Разработаны: ... РД36-35 (1964), ... РД-38 для Як-38 (1980), РД-41 (1982).
...
Производство: ... РД36-35ФВ (1969-83) - 575, РД36-35ФВР (1981-89), ... РД-38 (1985-89)~ 400
(думается, домысел автора, по всей логике, верное значение — 190 (см. выше) — АК), РД-41 (РД-48) (1982) - 30."

10) Вики, пусть тоже будет (немного полезного есть в плане собрания некоторых фактов в одном месте, но всегда "Википедию" следует перепроверять! особенно по узкоспециализированным темам есть множество опечаток и недостоверных сведений — если есть возможность, правьте, пожалуйста, статьи в Вики, это доступно каждому!).
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/РД-36

11) О применении двигателей РД36-35 или РД36-38 из книги «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.» на нереализованном проекте самолёта Як-33 (здесь интересен тем, что информация о нём в известных публикациях о двигателе РД36-35 не встречается; в дальнейшем обозначение РД36-38 упростилось до РД-38, а "36" в обозначениях двигателей РКБМ означало номер ОКБ-36, как оно именовалось изначально, и писалось без дефиса после "РД" (встречается регулярная ошибка в других публикациях) — правильно именно РД36-** — АК):
https://testpilot.ru/russia/yakovlev/33/.

 
Последнее редактирование:
... Параллельно работаю на ПАО ОДК-Сатурн ... Есть ли фотографии двигателей?

Далее. На Сатурне есть выставочный зал (музей), открытый для публичного доступа, и в нём можно свободно фотографировать — в этой части Ваш вопрос совершенно неясен, если Вы там и находитесь.
Даже если правила поменялись (в нынешнее идиотское время, увы, всё возможно ), для профильного, своего же учебного заведения точно должны разрешать.

Ну или снова Гугл в помощь...
Или поиск по форуму, или просто вручную по этой ветке — эти снимки, емнип, уже здесь были.

Фото Евгения Ерохина: missiles.ru :: НПО Сатурн - музей - демонстрационный зал.

 
Последнее редактирование:
уже нашел техдокументацию, лучше чем опираться на игры )
Всех с наступающим новым годом!
Давно не заходил на эту ветку - по просьбе форумчанина kknd делюсь книгой по ЯК-38.

kknd - Поделитесь пожалуйста своей техдокументацией.
Посмотрел здесь свои ЛС, но от вас ни чего не приходило.
Как уже писал здесь ранее, не могу разобраться с надписями на светосигнальной арматуре.
Может в вашей литературе найдётся эта информация вот к такой приборной доске:



 

Вложения

  • Приборная доска ЯК-38.pdf
    284,9 КБ · Просмотры: 0
Последнее редактирование:
К сожалению, для этой картинки у меня нет дополнительного листа с наименованием всего что изображено.
Может ветераны помогут с надписями по светосигнальной арматуре, буду очень благодарен.
 
А какие бортовые номера были у Як-38 на ТАКР "Баку" ("Горшков"). Интересует период 1991 год. Осень. Во время испытания Як-141. По реестру явно нашёл только один - "№33 Служил в 279-м ОКШАП. Совершал полёты с палубы ТАКР «Баку».".
 
 
четвертый опытный ВМ45 был в МАИ