МИ-8 МТ
http://blogs.mail.ru/mail/kashin-sv автор Кащей.
Это наш вертолет. Точнее, не наш, а арктикуглевский. Краса и гордость отечественного вертолетостроения, объект пристального внимания для норгов.
Думаю, нет нужды описывать МИ-8, что это такое и с чем его едят – модель чуть ли не самая распространённая в мире, выпускается аж с 1963 года. Понятное дело, за 40 лет в конструкцию вносились определенные новшества, дабы машина не устаревала, и все же, все же… По выхлопам наших норвежских друзей он уже не устраивает, по крайней мере, именно из-за этого запрещены нашему вертолету полеты в Нью-Алессун.
Хотя, возможно, дело не в марке вертолета, а в возрасте конкретной машины.
То, что этот вертолет летает уже очень давно, можно догадаться – уж больно дорогое это удовольствие, новые вертолеты покупать, а в 90ые вряд ли у треста на это были средства. Когда-то на нашем вертодроме обитало сразу 5 машин, наводивших ужас на соседей, подозревавших, что эти МИ-8 в любой момент могут из гражданских превратиться в боевые и через 20 минут лёта превратить Лонгиербюен в кучу головешек. Не знаю, насколько эти страхи были обоснованными, а вот то, что вертолеты выполняли огромную работу – это точно. Между Пирамидой и Баренцбургом действовала чуть ли не регулярная линия, «рыжики» перевозили геологов и гляциологов по всем точкам архипелага. Обладая колоссальной грузоподъемностью и вместимостью, МИ-8 стал неотъемлемым атрибутом дальних экспедиций.
Но время шло. Наступили 90ые годы и вертолеты начали один за одним становиться на «прикол». Один трагически разбился в 1990 году, два других тихо окочурились в ангаре от старости и запущенности. Один из них и поныне стоит там, являя собой практически полностью опустошенный склад запчастей.
Два других еще некоторое время летали, а потом двигатель одного исчерпал свой ресурс и вертолет отправился на материк. Остался один.
До какого-то момента на нем летать было не страшно, но под Новый 2006 Год он чуть не рухнул в Лонгиербюене сразу после взлета из-за поломки чего-то там в редукторе. После этого экипаж перестал летать над водной гладью, так как падать в воду хоть и мягче, зато в разы холоднее. Так он и летал, будучи постоянно начеку, пока летом 2006 не вернулся из ремонта его коллега. Последнего «рыжика» загрузили на палубу и облегченно вздохнули.
«Новый» вертолет пока без страха летает над заливами и ледниками. Выкрашен он в бело-голубой гамме, смотрится в небе просто очаровательно. Настораживает только номер на хвостовой балке. Когда его читаешь – сразу кажется, что где-то его уже видел. Ну, или кого-то похожего. Ощущение правильное – похожий номер можно видеть у вертолета, запечатленного на фотографии, висящей в коридоре ГРЭ (здание на вертодроме). Вертолет у нас 06152, а там летит 06154. Родственничек то есть.
А на днях нашел я фото и нашей машины. Книга «Под небом Арктики», в главе про Лонгиербюен. Фотография на весь разворот – три тогда еще советских вертолета на ВПП «Свальбард Люфтхавн». Если присмотреться, то можно увидеть, что крайний левый – ни кто иной, как RA-06152. Книга издана в 1988 году.
Так что вертолету нашему уже 20 лет точно есть
И все еще летает, и будет летать, дай бог. Как минимум до 2009 года.
Наверно можно определенно сказать,что эти пять МТ принадлежат компании "Артикуголь"
9 3394 CCCP-06152(1) Mi-8MT Soviet Air Force rgd 02aug83 canx 20jun90
9 3395 CCCP-06153(1) Mi-8MT Soviet Air Force rgd 02aug83 canx 20jun90
9 3396 CCCP-06154 Mi-8MT Soviet Air Force rgd 02aug83
9 3397 CCCP-06155 Mi-8MT Soviet Air Force mfd 31mar83 rgd 02aug83
9 3399 CCCP-06156 Mi-8MT Soviet Air Force mfd 28feb83 rgd 02aug83