С919 должен рождаться в максимальном конкурентных условиях.
Должен КОМУ?
Китайцы всё ещё учатся. Учатся проектировать самолёты. Как военные, так и гражданские.
Проектант - товар штучный, просто так его не переманишь. И с "воспитанием Бабы Яги в собственном коллективе" тоже всё непросто.
В части военной авиатехники Китай воспользовался помощью российских специалистов (во всяком случае, по J-10 и J-20 точно).
На УТС L-15 работали яковлевцы (хотя это "перелицовка" Як-130, там именно проектирования и не было). ВТС Y-20 создавался с активным участием антоновцев.
В части гражданских самолётов сотрудничество с КБ Ильюшина китайцев не удовлетворяет - там уже не у кого учиться (ранее "разочаровались" индусы, свернув совместную программу по МТА/Ил-214).
Совместная программа с КНР по тяжёлому вертолёту AHL ещё теплится, но, скорее всего, и она схлопнется. После того разгрома, который учинил в разработке вертолётов Богинский, учиться китайцам уже не у кого - в Панках остались одни "эффективные менеджеры" на должностях главных конструкторов (которых там до хрена и больше).
Так что смотреть на китайские авиационные программы нужно с "военной" точки зрения: ибо, как известно, если штатские делают что-то, чтобы это сделать, то военные - чтобы научиться это делать.