Сроки начала поставок российско-китайского широкофюзеляжного авиалайнера CRAIC CR929 были смещены на 2025 г., то есть на два года раньше относительно первоначального графика. Первый полет воздушного судна, соответственно, должен состояться в 2023 г. Сборка первого прототипа начнется в 2021 г. Об этом рассказал представитель корпорации COMAC на конференции, организованной сообществом SAE International, сообщает издание Aviation Week.
Новый широкофюзеляжный самолет будет результатом совместной разработки компании China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), объединяющей китайского авиастроителя COMAC и российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Согласно опубликованным данным по итогам предварительного проектирования, первая версия воздушного судна CR929-600 будет длиннее авиалайнеров Airbus A330-900 и сможет выполнять полеты на расстояние до 12000 км. В июне
стороны согласовали общий вид нового ВС.
На упоминавшейся конференции представитель COMAC подчеркнул, что разработчики намерены выпустить на рынок широкофюзеляжный самолет, отвечающий всем современным требованиям. В частности, в конструкции лайнера предусмотрено использование большого количества электроники. Традиционно большая часть оборудования на воздушных судах имеет гидравлический привод либо оно приводится в действие пневматической системой за счет отбора воздуха от двигателей. Однако в последнее время наблюдается тенденция по использованию электрической энергии в качестве привода вспомогательных систем и оборудования. Источником этой энергии также являются двигатели. Она вырабатывается с помощью генераторов с механическим приводом. Такая схема повышает эффективность силовой установки и служит неплохим источником для экономии массы воздушного судна. На лайнерах CR929 электроэнергия будет использоваться, в частности, для управления системой кондиционирования, реверсом тяги, тормозной системой.
Сообщается также, что доля композитных материалов в конструкции авиалайнера превысит 50% (при этом в COMAC не уточнили, как это отразится, например, на массе самолета). Такие данные соотносятся с ранее сделанными заявлениями о том, что ОАК займется производством композитного крыла, а COMAC будет производить фюзеляж из металла, но с использованием большого числа композитных элементов.
Инновации будут представлены и в аэродинамике воздушного судна. В частности, в конструкции самолета будет использоваться крыло со
сверхкритическим профилем, будет снижен уровень аэродинамических шумов. Основная цель разработчиков — обеспечение высокой аэродинамической эффективности самолета.
Новый лайнер получит трехосевую, полнофункциональную электродистанционную систему управления (ЭДСУ) полетом. Данная система позволит облегчить нагрузки на органах управления, возникающие во время порывов ветра и маневров воздушного судна. Кроме того, использование ЭДСУ позволит снизить массу самолета.
Аппаратная часть и программное обеспечение авионики будет стандартизированным и выполненным по модульному принципу. Инженеры CRAIC намерены сократить объем, массу и энергопотребление комплекта авионики, одновременно повысив ее эксплуатационную технологичность. Запланирована унификация конструкции кабины пилотов и ЭДСУ с узкофюзеляжными авиалайнерами C919, разрабатываемыми китайской COMAC.
На первоначальном этапе планируется
использовать двигатели разработки Rolls-Royce или GE Aviation. В последующем разработчики рассматривают возможность применения силовых установок от китайских, российских или российско-китайских моторостроителей.
Конструкция двигателя должна обеспечить снижение эксплуатационных расходов на 10% — правда, базовая модель самолетов, использованная для такого сравнения, разработчиками не указывается. Предполагается, что снижение затрат будет обеспечено за счет облегчения конструкции силовых установок, которые, скорее всего, будут производной моделью двигателей, находящихся в эксплуатации в настоящее время.
Использование композитного крыла должно обеспечить лайнерам CR929 конкурентное преимущество по сравнению с цельнометаллическими самолетами A330-900. В то же время на рынке уже есть авиалайнеры Boeing 787-10, которые обладают фюзеляжем, крылом и хвостовым оперением, изготовленными из углепластика. Однако преимущество CR929 в данном случае может быть реализовано за счет применения при производстве фюзеляжа облегченных алюминиевых сплавов.
http://www.ato.ru/content/postavki-cr929-nachnutsya-na-dva-goda-ranshe-pervonachalnyh-srokov