SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Если словить порыв ветра на вылете из шахты, то можно о стенку шахты размазаться, в отличие от взлетающей на просторе коммерческой ракеты.
Однако, никто не боится, порывов ветра для МБР. Почему все так носятся с погодой для коммерческих запусков?
О стенку шахты невозможно шарахнуться ввиду минометного старта. Собственно все проистекает из требований - к МБР есть требование стартовать в любую погоду, а к гражданским РН - нет. Было бы такое требование - сделали бы. Вышло бы чуть дороже. Но зачем?
#ау
 
Реклама
О стенку шахты невозможно шарахнуться ввиду минометного старта. Собственно все проистекает из требований - к МБР есть требование стартовать в любую погоду, а к гражданским РН - нет. Было бы такое требование - сделали бы. Вышло бы чуть дороже. Но зачем?
#ау
Не думаю, что всё так просто.
 
Однако, никто не боится, порывов ветра для МБР.
Это точно?
А я вот не уверен. Вполне могу представить, что подход тут такой: "долетит одна из десяти, и замечательно! А размажет/собьют ли остальные девять - уже не важно будет. "
Никто из нас не знает реального расчета эффективности применения шахтных МБР.
А вот Маску эффективность нужна максимальная. Он за нее собственным карманом отвечает. 😉
 
Попробую ответить.

Конкретно по предстоящему Фалькон Хэви – неблагоприятность прогноза состоит в том, что на стартовое окно (120 минут начиная с 17:16 по местному времени) ожидается грозовая активность вблизи космодрома. Для летних месяцев на мысе Канаверал – обычное дело. С запуском в грозу американцы обожглись с «Аполлоном-12», и теперь боятся попаданий молний в ракету, будто огня. Объясняется это обилием электроники на современных ракетах (и уж тем более, на полезных нагрузках), и при прохождении электрического разряда она может выйти их строя. Грозы на берегу океана во Флориде – куда более частое явление, чем в Байконуре или Плесецке, ясно дело. Ограничение по грозам касается всех ракет.

У Falcon'ов были еще довольно чувствительные ограничения по сдвигу бокового ветра (особенно, на высоте, где речь идет об очень больших скоростях), хотя по мере эксплуатации их заметно ослабили. Они обусловлены тем, что по мере своей эволюции Фалькон 9 стал довольно длинной, но остался тонкой ракетой, поэтому к внезапному боковому удару из-за сдвига ветра он потенциально чувствителен просто по соображениям прочности.

Еще для фальконов имеет большое значение погода в океане в месте нахождения баржи – при высоте волны выше чего-то-там приземлившаяся ракета может опрокинуться (что случалось).

У МБР, надо полагать, электроника защищена лучше, сдвиг ветра не так страшен, а срочность запуска перевешивает все прочие риски:
Вполне могу представить, что подход тут такой: "долетит одна из десяти, и замечательно! А размажет/собьют ли остальные девять - уже не важно будет. "
 
Вот официальный прогноз погоды, если кому интересно:

20240625-forecast.png
 
Нынешний запуск Falcon Heavy стал уже десятым полетом данной ракеты-носителя.

По традиции, немного фото и занятных фактов:

Редкий случай, когда на стартовом столе – чистый новенький бустер фалькона, причем – целых 3! (не иначе, как по настойчивым просьбам SDA)

20240626-fh1.jpeg

Фото: Lockheed Martin

Любопытно, что одна из боковушек ждала свой полет более чем 2 года. Бустер B1072 (тот, который на фото ближе к башне обслуживания) изначально должен был использоваться для запуска межпланетного аппарата НАСА к астероиду Psyche. Однако в итоге для того запуска была задействована пара б/у бустеров, а ступень B1072 с первой половины 2022 года пылилась на складе. И такое бывает.

20240626-fh2.jpeg

Фото: SpaceX

Другая интересная особенность касается второй ступени ракеты. В ее верхней части легко заметить серебристую полосу – это так называемый mission extension kit, и используется он далеко не всегда. Фактически, это дополнительная термоизоляция вокруг кислородного бака, которая уменьшает выкипание окислителя при миссиях продолжительностью больше пары часов. Как правило, это необходимо при выводе спутника в точку стояния на геостационарной орбите (или, как в этом случае, для вывода на близкую к ней геопереходную). При запуске GOES-U последнее включение двигателя второй ступени было через 4 ч 30 мин после старта (что по космическим меркам да-а-алеко не рекорд, но для фальконов это много).

Благодаря использованию Falcon Heavy, метеоспутник GOES-U оказался на весьма высокой геопереходной орбите: 16000 х 35240 км х 4,4 град., для довыведения с которой требуется сравнительно небольшая дельта-v: мне встречалась цифра в 566 м/с. Запаса топлива, оставшегося после этого маневра, должно хватить для 20 лет активного существования аппарата на геостационарной орбите.

В видео отделения спутника от второй ступени – непривычно маленькая Земля:



Ну и дальше – немного эффектных картинок...

20240626-fh4.jpeg

Фото: Manuel Mazzanti для Exploration Espacial

20240626-fh3.jpeg

Фото: Max Evans для NSF

20240626-fh5.jpeg

Фото: Nick B для We Are Space Scout

20240626-fh6.jpeg

Фото: David Diebold

20240626-fh7.jpeg

Фото: Ben Cooper для SpaceX

Следующий запуск Falcon Heavy ожидается в середине октября этого года – с флагманской миссией НАСА Europa Clipper с 6-тонным аппаратом на орбиту Юпитера. Посадка бустеров (в т. ч. боковушек) в данном запуске не планируется.
 
Последнее редактирование:
Редкий случай, когда на стартовом столе – чистый новенький бустер фалькона, причем – целых 3! (не иначе, как по настойчивым просьбам @SDA)
Как говорят родители моего внука "Ну что? Этого отмоем, или нового родим? " 🤣🤣🤣🤣
 
Последнее редактирование:
Реклама
сажали только боковушки?
Да, после нескольких неудачных попыток посадить центральный бустер на баржу, эту затею поставили на паузу. Центральный бустер Falcon Heavy развивает бóльшую скорость на подъеме, чем обычная первая ступень Falcon 9, и поднимается выше. Как следствие – ему сложнее затормозить при входе в атмосферу (а оставлять больший запас топлива для этого энергетически невыгодно). Поэтому все запуски Falcon Heavy, кроме первых трех, не предусматривали посадку центрального бустера. Однако SpaceX обещали попробовать вернуть центральный бустер на запуске сравнительно легкой нагрузки – скорее всего, лунной миссии Astrobotic Griffin; однако эта миссия состоится не ранее осени 2025 г.
 
SpaceX получила контракт от НАСА стоимостью $843 млн на создание буксира для сведения МКС с орбиты в 2030 году.
Прежде для этого предполагалось использовать 3 корабля «Прогресс», которые должны были работать одновременно; однако политика, сохраняющаяся неясность перспектив участия России в проекте станции после 2028 г., а также вопросы, касающиеся прочности конструкций российского сегмента, видимо, вынудили страны-участники отказаться от этого сценария.
 
SpaceX получила контракт от НАСА стоимостью $843 млн на создание буксира для сведения МКС с орбиты в 2030 году.
Прежде для этого предполагалось использовать 3 корабля «Прогресс», которые должны были работать одновременно; однако политика, сохраняющаяся неясность перспектив участия России в проекте станции после 2028 г., а также вопросы, касающиеся прочности конструкций российского сегмента, видимо, вынудили страны-участники отказаться от этого сценария.
Будет интересное зрелище: управляемое (?) падение космического сарая
 
SpaceX продолжает радовать новыми бустерами.

Новую первую ступень Falcon 9 заметили по дороге во Флориду:

20240628-f9spotted.jpeg


А в МакГрегоре установили для приемочных испытаний одноразовый центральный бустер Falcon Heavy для запуска Europa Clipper в октябре:

20240628-core.jpeg
 
SpaceX продолжает радовать новыми бустерами.

Новую первую ступень Falcon 9 заметили по дороге во Флориду:

20240628-f9spotted.jpeg


А в МакГрегоре установили для приемочных испытаний одноразовый центральный бустер Falcon Heavy для запуска Europa Clipper в октябре:

20240628-core.jpeg
Клипер такой лёгкий, что не нужен Ф-Хэви?
Или там будут новомодные электродиватели, и они будут 28 лет разгоняться по всей Солнечной системе.
А в это время "команда проекта" будет получать гранты7? ;)
 
Реклама
Назад