SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Реклама
SpaceX не получила ещё разрешение на запуски своей рабочей лошадки - Falcon 9 после недавней аварии второй ступени ракеты. Несмотря на это идет подготовка к запуску миссии ESA Hera, запланированному на 7 октября и не менее ответственному запуску Europa Clipper 10 октября.
 
Что касается испытаний Starship, то оно состоится не ранее конца ноября. FAA заявляет, что это время необходимо для проведения всех проверок. Подробнее:
 
Что касается испытаний Starship, то оно состоится не ранее конца ноября. FAA заявляет, что это время необходимо для проведения всех проверок. Подробнее:
<политота>Хотят, чтобы этим уже Трамп занимался :) </политота>
 
и не менее ответственному запуску Europa Clipper 10 октября.
В среду (2 октября) на него накатили головной обтекатель:

20241004-clipper1.jpg

Фото: NASA/Ben Smegelsky
20241004-clepper2.jpg

Фото: NASA/Ben Smegelsky
20241004-clipper3.jpg

Фото: NASA/Ben Smegelsky
 
Не только Crew-10 начали подготовку к своему полету: на днях свои скафандры примерили еще и частники из экспедиции «Фрам-2».

четверка астронавтов, собранная миллиардером и путешественником-экстремалом Чун Ваном, впервые в истории отправится на полярную орбиту вокруг Земли. Миссия получила имя Fram2 — в честь знаменитого корабля «Фрам» исследователя-полярника Фритьофа Нансена.

20241005-fram2.jpg


Тем временем, Флорида ожидает прибытия очередного тропического шторма, что ставит под сомнение запуск Европы Клиппер на следующей неделе.
 
Обнародована дата возвращения на Землю экипажа миссии Crew-8.
Расстыковка корабля от узлового модуля Harmony американского сегмента МКС планируется 7 октября в 10:05 по московскому времени, приводнение — 8 октября в 16:35 мск.
 
Обнародована дата возвращения на Землю экипажа миссии Crew-8.
Дата-то обнародована, но она еще может меняться не раз (в частности, на момент написания этого поста отстыковка уже перенесена на 8 октября).

Причина – на картинке ниже:

20241006-weather.png


Тропический шторм, приходящий во Флориду со стороны Мексиканского залива – явление нечастое, но порой случается и такое. Даже если он не угрожает капсуле напрямую, то волны и штормовой ветер могут затруднить работу судов и вертолетов, участвующих в процедуре приводнения.

Непогода, вероятно, повлияет и график пусков с космодрома Канаверал. В понедельник SpaceX постарается «вытолкнуть» на орбиту исследовательский зонд Hera (тот самый, который должен исследовать астероид Дидим и его спутник Диморф, с которым в 2022 г. столкнулся зонд-ударник DART). Если запуск задержится – то придется ждать улучшения погодных условий до конца недели. Почти наверняка не будут спешить с вывозом на стартовую площадку Falcon Heavy с Europa Clipper. При этом где-то в ангаре уже пылится (образно) целая куча «Старлинков», ожидающих своей очереди на запуск...
 
Почти наверняка не будут спешить с вывозом на стартовую площадку Falcon Heavy с Europa Clipper.
Пусковое окно ограничено взаимным расположением планет, если не ошибаюсь. Так что надо запускать при малейшей возможности.
 
Реклама
Погода то меняется, а вот матчасть может начать за три секунды до старта глючить, что мы неоднократно наблюдали.
А разрешение НАСА уже получено? Бюрократ не дающий бумажку может оказаться менее сговорчивым, чем погода
 
А разрешение НАСА уже получено? Бюрократ не дающий бумажку может оказаться менее сговорчивым, чем погода
Вы про FAA? Европу Клиппер они разрешат, там нет свода второй ступени с орбиты (по аналогии с тем, как они уже выдали разрешение на запуск Геры).

Другое дело, что вероятность подходящей погоды для сегодняшнего запуска Геры - не более 15%, а отстыковку Crew-9 перенесли на 10 октября.
 
Ух ты, они все-таки улетели! Повезло с погодой, конечно; прогноз никудышний был.
(Если кто не в курсе: первая ступень слетала в одноразовом варианте, это был 23-й и последний полет для бустера B1061).

20241007-hera_screenshot.jpeg

Фото: скриншот трансляции SpaceX
 
Запуск «Геры» прошел успешно: по окончании работы ракеты Falcon 9, аппарат отделился от второй ступени, а специалисты Европейского космического агентства уже установили с ним стабильную связь. Впереди у «Геры» – долгая дорога: в марте 2025 года она пролетит в нескольких тысячах километрах от марсианской поверхности, а еще через полтора года (в конце 2026 г.) зонд должен достигнуть цели, которой является астероид Дидим и его спутник Диморф.

IMG_0966.jpeg


В настоящее время «Гера» отдаляется от Земли, двигаясь по орбите вокруг Солнца с примерными параметрами 0,99 х 2,37 а. е. х 2,3 град. Для выхода на нее потребовалась одноразовая конфигурация первой ступени Falcon 9, а также долгое (98-секундное) повторное включение второй ступени, добавившее к скорости аппарата около 4,5 км/с (при этом пиковое ускорение достигало более 5g). Это сделало «Геру» самым быстрым космическим аппаратом, когда-либо выведенным Falcon 9 («Психея» была быстрее, но ее запускали на Falcon Heavy – хотя запуск «Европы Клиппер» через пару недель ожидаемо побьет и этот рекорд). Для справки: масса «Геры» – около 1200 кг (из которых около 500 кг приходится на топливо).

У этой межпланетной миссии есть хороший подробный сайт на английском:
https://www.heramission.space/

Как я уже писал, «Гера» предназначена, в первую очередь, для оценки результатов столкновения ударника DART с малым астероидом Диморф. Космическому аппарату предстоит выйти на орбиту вокруг астероида, провести его детальную фотосъемку с малого расстояния, определить внутреннюю структуру Диморфа, оценить его массу и параметры вращения. Все это позволит в точности посчитать, насколько его орбитальные параметры изменились в результате экспериментального столкновения с ударником ДАРТ в 2022 г., и как следствие – насколько эффективны подобные столкновения для отклонения орбит потенциально опасных астероидов в околоземном пространстве.

Для проведения маневров на орбите вокруг астероида «Гера» оснащена набором «химических» двигателей ориентации (работающих на высококипящей топливной паре). Так как выход на орбиту будет происходить на большом удалении от Земли (за марсианской орбитой), то дистанционное управление процессом будет затруднено, и значительная часть маневров будет осуществляться по командам автономной навигационной системы. Создание такой системы являлось одной из наиболее важных технических задач миссии.

На борту аппарата также находятся два кубосата: Juventas и Milani, первый из которых должен быть выпущен на орбиту Диморфа, а второй – на орбиту «материнского» астероида Дидим. Часть научных данных будет получена с оборудования, установленного на этих малышах массой около десяти килограммов каждый.

По завершении основной шестимесячной научной программы «Геру», возможно, попробуют посадить на астероид Дидим. Решение об этом будет приниматься, исходя из остатков топлива, состояния научных приборов, а также свойств поверхности астероида (грубо говоря, в зависимости от того, насколько она твердая).

20241007-hera2.jpg

Изображение: ЕКА
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад