Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), контролируемой государством и объединяющей всех российских авиапроизводителей, признало проблемы с качеством самолета Ту-204 и отчиталось о «принятых мерах».
«Я получил письмо от Росавиации и подписал даже сегодня ответ, где полностью соглашаюсь с претензиями Росавиации. Мы сами крайне недовольны тем, что у нас происходит с ТУ-204», — сообщил журналистам глава ОАК Алексей Федоров. По его словам, 80% проблем самолета связаны с ненадлежащим качеством комплектующих изделий, в том числе с двигателем.
Глава ОАК подчеркнул, что руководство корпорации «работает над этой проблемой». И проводит, вместе с поставщиками, модернизацию воздушного судна. Также корпорация работает над улучшением системы послепродажного обслуживания самолета. По словам Алексея Федорова, для этих целей при ульяновском заводе «Авиастар-СП» создается сервисный центр.
По его словам, ОАК находится в постоянном контакте с эксплуатантами всех Ту-204. «Мы работаем со всеми эксплуатантами самолетов и стараемся быстро реагировать на все их запросы», — подчеркнул глава ОАК.
Почему недовольны авиаперевозчики
В настоящее время, по разным данным, в эксплуатации находится от 46 до 50 самолетов Ту-204 всех модификаций, наибольшее их количество у авиаперевозчиков Red Wings (9) и «Владивосток Авиа» (6).
Генеральный директор авиакомпании Red Wings Константин Тетерин в интервью BusinessFM сказал, что проблемы с качеством самолетов налицо. «После двух лет эксплуатации выявляется ряд недостатков, — заметил он. — Основная проблема самолета Ту-204, с моей точки зрения, в низкой надежности агрегатов и комплектующих стыка двигателя и самого самолета. У нас постоянно происходят проблемы с системой обдува и кондиционирования. Это агрегаты, которые имеют взаимосвязь с двигателем. Система установки охлаждения воздуха выходит из строя, как расходный материал. Сами двигатели, безусловно, не подлежат эксплуатации в коммерческом флоте. Лопатки турбины — просто пластилиновые».
«… нарушается технология изготовления самой лопатки. У нас постоянно возникают вопросы с различными комплектующими. Они нуждаются в доработке», — продолжил перечислять проблемы Константин Тетерин.
Однако, как подчеркивает он, стоят Ту-204 столько же, сколько западные аналоги, недоступные из-за заградительных пошлин.
Генеральный директор консалтинговой компании «ИНФОМОСТ» Борис Рыбак подтверждает, что конкурентов у Ту-204 в России нет. «У нас в области поставщиков комплектующих для этих самолетов нет никакой конкуренции, и по всем позициям единственный поставщик, поэтому выбирать не из чего, а так как эти заводы производят комплектующие не серийно, а индивидуально, то и качество страдает и сроки поставок очень длинные», — пояснил эксперт в интервью BusinessFM.
Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий не спешит обвинять во всем производителя. «Обобщения здесь недопустимы, — заявил Алексей Синицкий в интервью BFM.ru, — Нельзя сказать, что Ту-204 — самолет плохой. Если есть вопросы с качеством комплектующих, то с этим и нужно разбираться. Политически это, конечно, звучит эффектно. Но ведь 15 лет летали с этим двигателем, и не было проблем».
По словам Алексея Синицкого, у авиапаревозчиков сейчас много вопросов к качеству топлива. «У нас на топливном рынке недавно произошли большие перемены, изменились поставщики. Был выдвинут лозунг «Избавимся от посредников!», и в результате с рынка вытеснили многие известные компании. Произошла полная замена цепочки поставок, и, по странному совпадению, перевозчики стали высказывать претензии к качеству авиакеросина», — пояснил он BFM.ru.
Что случалось с Ту-204 в 2009 году
С самолетами Ту-204 авиакомпании «Авиалинии-400», которая работает под торговой маркой Red Wings, в этом году произошло несколько инцидентов.
В апреле самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings совершил аварийную посадку в аэропорту Сочи.
24 мая и 19 июня Red Wings вынуждена была совершить аварийные посадки самолетов, следовавших из Перми в Анталию. Причина — срабатывание сигнализации о засорении топливных фильтров и выявление при сливе авиационного керосина из топливных баков воздушных судов посторонних примесей.
25 апреля этого года сообщалось, что самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings, выполнявший рейс из московского аэропорта «Внуково» в Шарм-эль-Шейх (Египет), совершил аварийную посадку в международном аэропорту Сочи из-за неисправности в двигателе.
Самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings, выполнявший рейс Нижний Новгород — Анталья, 5 сентября совершил вынужденную посадку в московском аэропорту «Внуково» из-за отказа двигателя.
Проблемы при эксплуатации в последнее время были не только у Red Wings. Сахалинская транспортная прокуратура сообщила, что начала проверку по факту аварийной посадки самолета Ту-204 («Владавиа») в аэропорту Южно-Сахалинска 21 сентября. По предварительным данным, в ходе полета произошло самовыключение правого двигателя самолета.
Однако, как отметил Алексей Синицкий, по большому счету, точно отследить статистику отказов самолетов в России очень трудно — достоянием общественности становятся далеко не все случаи отказов. Но катастроф с Ту-204 не было ни разу.
С начала серийного производства (1990 год) было изготовлено 58 самолётов Ту-204 всех модификаций (включая опытные образцы). На 1 мая 2009 года в эксплуатации находилось 50 самолётов семейства Ту-204. Сейчас, по данным, в эксплуатации находится 46 самолетов.
При этом Объединенная авиастроительная корпорация в рамках программы по увеличению производства гражданских воздушных судов рассчитывает реализовать в 2010 году 20 самолетов Ту-204 и его модификации Ту-214, а в 2012 — 33 таких самолета, говорится в материалах основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2012 года в области развития авиационной промышленности и двигателестроения.