Вон какая тут тема народилась, а я только сейчас увидал. Позволю себе вставить 5 копеек, и процитировать самого себя с другого форума по сходной теме:
http://forums.airbase.ru/2011/02/t76710,4--pak-da-pervaya-pristrelka-fluderam.5116.html#p2374328
Давно все это было... И к огромному сожалению, в ОКБ осталось уже очень мало людей, которые работали по теме Т-4, буквально по пальцам одной руки можно пересчитать. Тем не менее, сегодня специально поговорил с одним из них, он работал в бригаде, потом в отделе общих видов с начала 60-х, так что знает все не понаслышке, вращался, можно сказать, если не в самом центре событий, то около него.
Так вот, с моей точки зрения, ситуация была примерно такая: - называть в ОКБ Сухого "противниками "сотки" Зырина и Фельснера - это примерно то же, что в ОКБ Микояна назвать М.Р. Вальденберга противником МиГ-31. Даже в одном и том же ОКБ между разными главными всегда существует некое соперничество, странно было бы, если бы такого не было в ОКБ Сухого, особенно, с учетом того, насколько сложна, престижна и "финансово обеспечена", по сравнению с другими темами ОКБ, была "сотка".
Естественно, в ОКБ Сухого, на всех его уровнях, существовали самые серьезные опасения по поводу возможности технической реализации всех тех нововведений, которые были внедрены на "сотке". В этом плане Т-4 реально была "прорывной" машиной, но именно по этой причине у конструкторов было очень много "головной боли", например, с обеспечением прочности титановых конструкций. Очень много сложностей было и в плане технической эксплуатации этой принципиально новой машины. Это реально осознавали все, однако на этом основании называть кого-либо в ОКБ "противником "сотки" было бы преувеличением.
Реальных противников у "сотки" хватало в других местах. Первым, и самым главным из них был П.В. Дементьев, который в истории закрытия этого проекта сыграл "первую скрипку". Именно он в паре с А.Н. Туполевым сделал все, чтобы "завалить" тему в угоду Ту-22М, ведь основной причиной свертывания дальнейших работ по "сотке" стал тезис об отсутствии "свободного" серийного завода, т.к. единственным реальным претендентом мог рассматриваться только Казанский авиазавод, а это была "вотчина" Туполева, с которым у Дементьева всегда были особые отношения. Ну а дальше нужно было просто посильнее "раздуть" тему сложностей освоения новых технологий, непомерной цены нового самолета для экономики страны и т.д.
В сложившейся ситуации, руководство предприятия в лице П.О. Сухого и Е.А. Иванова ясно видели перспективу дальнейшего затягивания сроков работ и реальной перспективы превращения ее в "долгострой" без каких-либо обещаний помощи, если не сказать хуже - реального противодействия, со стороны МАП-овского руководства. Такова была реальная ситуация, когда в начале 1974-го в ОКБ были приостановлены работы по "сотке".
Так как-то, на мой взгляд, ...