-100», ссылаясь на неисправное состояние машины. Перевозчик как-то решает эту проблему?
— Да, «Аэрофлот» действительно часто останавливает «Суперджеты-100» из-за так называемых «отказов» — технических проблем самолета. При этом «Суперджеты» эксплуатируют и другие авиакомпании, которые к проблеме «отказов» подходят по-иному. Некоторые неполадки можно устранить на месте и лететь, что и делают другие перевозчики, чтобы не срывать рейс. «Аэрофлот» же подходит жестко и отменяет полеты «Суперджета», поскольку может себе это позволить в силу условий контракта с поставщиком самолетов. Дело в том, что за каждую остановку «Суперджета» поставщик — российское предприятие «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) — платит компенсацию, покрывая все издержки за отмены рейсов. Насколько эта схема эффективна и оправданна — вопрос дискуссионный. Одни эксперты считают, что таким образом «Аэрофлот» стимулирует ГСС оперативно устранять возникшие проблемы с «Суперджетом», другие полагают, что в таких условиях снижается заинтересованность «Аэрофлота» в развитии эксплуатации этих моделей.
— В 2016 году ваш институт по заказу правительства подготовил доклад о ситуации на рынке авиаперевозок. Какова доля «Аэрофлота» на рынке?
— Если 10 лет назад компании принадлежало порядка 19% рынка, то сейчас доля перевозчика на рынке составляет более 50%. В сложившихся условиях при неизменных вводных доля «Аэрофлота» будет расти и дальше.
— Идет ли речь об искусственно созданной монополии на рынке авиаперевозок?
— С юридической точки зрения «Аэрофлот» нельзя называть монополистом, для этого нужно соответствующее решение ФАС. Однако при подготовке доклада мы выявили тенденцию к монополизации, в связи с чем можно говорить о фактическом доминировании компании «Аэрофлот» на рынке авиаперевозок.
— На многих маршрутах летает только этот перевозчик, и у пассажиров нет иной альтернативы, кроме как выбрать его. Значит ли это, что доминирующее положение и тенденция к монополизации сказываются на клиентах «Аэрофлота»?
— Разумеется, по законам бизнеса, «власть» одного из игроков на рынке сказывается на клиентах. Если у компании пропадают стимулы к конкурентной борьбе, она может позволить себе в любой момент снизить требования к продукту и действовать на рынке по своему усмотрению, не боясь потерять клиента, у которого нет иного выбора. Авиационный рынок — не исключение.
— Да, «Аэрофлот» действительно часто останавливает «Суперджеты-100» из-за так называемых «отказов» — технических проблем самолета. При этом «Суперджеты» эксплуатируют и другие авиакомпании, которые к проблеме «отказов» подходят по-иному. Некоторые неполадки можно устранить на месте и лететь, что и делают другие перевозчики, чтобы не срывать рейс. «Аэрофлот» же подходит жестко и отменяет полеты «Суперджета», поскольку может себе это позволить в силу условий контракта с поставщиком самолетов. Дело в том, что за каждую остановку «Суперджета» поставщик — российское предприятие «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) — платит компенсацию, покрывая все издержки за отмены рейсов. Насколько эта схема эффективна и оправданна — вопрос дискуссионный. Одни эксперты считают, что таким образом «Аэрофлот» стимулирует ГСС оперативно устранять возникшие проблемы с «Суперджетом», другие полагают, что в таких условиях снижается заинтересованность «Аэрофлота» в развитии эксплуатации этих моделей.
— В 2016 году ваш институт по заказу правительства подготовил доклад о ситуации на рынке авиаперевозок. Какова доля «Аэрофлота» на рынке?
— Если 10 лет назад компании принадлежало порядка 19% рынка, то сейчас доля перевозчика на рынке составляет более 50%. В сложившихся условиях при неизменных вводных доля «Аэрофлота» будет расти и дальше.
— Идет ли речь об искусственно созданной монополии на рынке авиаперевозок?
— С юридической точки зрения «Аэрофлот» нельзя называть монополистом, для этого нужно соответствующее решение ФАС. Однако при подготовке доклада мы выявили тенденцию к монополизации, в связи с чем можно говорить о фактическом доминировании компании «Аэрофлот» на рынке авиаперевозок.
— На многих маршрутах летает только этот перевозчик, и у пассажиров нет иной альтернативы, кроме как выбрать его. Значит ли это, что доминирующее положение и тенденция к монополизации сказываются на клиентах «Аэрофлота»?
— Разумеется, по законам бизнеса, «власть» одного из игроков на рынке сказывается на клиентах. Если у компании пропадают стимулы к конкурентной борьбе, она может позволить себе в любой момент снизить требования к продукту и действовать на рынке по своему усмотрению, не боясь потерять клиента, у которого нет иного выбора. Авиационный рынок — не исключение.