Дудакову Анатолию Ивановичу хватило выдержки держать штурвал и элероны примерно 40-50 сек. в крайнем положении, не дергаясь... ( может чуть больше...Когда я посмотрел на пленку, то у меня волосы дыбом встали. Летчик превысил перегрузку, скорость, его крен был 90 градусов, нос самолета опущен. Вот в таком положении самолет несся к земле. Оказалось также, что этот летчик даже дал команду штурману «Приготовиться к катапультированию». Но на такой скорости они бы при катапультировании все равно бы погибли. К этому моменту их высота была меньше 5000м. Самолет начал входить в плотные слои атмосферы, аэродинамика самолета изменилась, приборная скорость увеличилась, а истинная скорость и число М уменьшились. Управляемость самолета стала немного улучшаться. Летчик пытался вывести самолет из крена. И мало того, что штурвал полностью повернул (так, что рога вних оказались) и левой рукой схватился за правый рог штурвала (на снимке приборной доски были хорошо видны его руки). Но он еще дал ногу на вывод . Суммарной силы элеронов и руля направления хватило для того , чтобы самолет начал выходить из этого крена. А потом летчику удалось окончательно вывести самолет в горизонтальный полет. Самолет падал с 12500 м до 2500 м – его командный пункт просто потерял.
Авария самолета Ту-128. Декабрь 1970 г.
Метеоусловия: простые метеоусловия
Обстоятельства. Экипаж 350 ап командира корабля Гайдукова производил перелет на аэродром Омск-Северный. При заходе на посадку произошел отказ гидроусилителя стабилизатора, что повлекло за собой заклинивание штурвала и проводки управления. Экипаж благополучно катапультировался.
Причина. Конструктивно производственный недостаток гидроусилителей стабилизатора.
Но, кажется, только не 24.12.1970. Что-то мне помнится, что это было позднее, уже при нашей группе. Или, когда много об этом писали, уже воспринимается как свидетелем происшествия... Так что тут может быть казуз времени. Возможно, катапультирование 1973-го года п/п-ка Николаева и капитана Тарасьянца наложилось на катапультирование Гайдукова Н.В.
*
Нашёл в дневнике скромную запись от 21.05.1973 г.:
21 мая, понедельник. Сегодня п/п-к Николаев и штурман к-н Тарасьянц катапультировались между 3-им и 4-ым разворотами: после взлёта на высоте 200 м загорелся левый двигатель. Самолёт облётывали после ТЭЧ.
А дней пять назад, после ТЭЧ, при газовке загорелся тоже левый двигатель. С-т был выведен из строя.
28 мая. Эту неделю, после катапультирования, не летали, комиссии замучили. В субботу до обеда тоже продержали. Сначала выступали с анализом армейские, а затем генерал-майор Рязанов, дважды Герой Советского Союза, начальник отдела безопасности авиации ПВО.
Не сразу, ещё успел набрать одно или два дежурства. Вместе с их экипажем дежурили, потом его подменили... а упали они в районе села Колывань(северо-восточнее Змеиногорска).его отозвали и "кинули" в бой.
nikola1959, для вспомнить:про работу на Ан-2(на химии) могу сказать, что это тяжёлый труд с мозолями от штурвала
Я сейчас пролистал дневниковые записи за 1975 год…Добрый день! А нет ли в Вашем дневнике информации с каким генералом повздорил отец в 1975 после аварии Меркулова?
С вероятностью 99,9% это полковник Грошев А.И. главный штурман 14 отдельной армии ПВО.И я с вопросом: случайно никто не знает кто это - полковник слева, Герой Советского Союза? Фото сделано в Семипалатинске где-то в середине 60-х. Надежды мало, что кто-то опознает, ну, а вдруг...
Посмотреть вложение 711104
ОХУеть! Очень интересно, читал и матерился без Б. А теперь в тему. Попал я в Калининграде на подводную лодку-музей. Скажу честно, я не смог перенести замкнутое пространство и прекратил экскурсию. После этой экскурсии я очень зауважал Подводников. Думаю,что подводникам надо присваивать звание Героя сразу как только он опустился в "салон" подводного крейсера.Кто хочет узнать поближе о службе и быте подводников почитайте книгу Покровского "72 метра". Описаетесь. Теперь считаю, что пилотам сельхозавиации в конце сезона нужно присваивать сразу дважды Героя, за их не легкий мусульманский труд с установкой бюста по месту прописки, чтобы дети видели и чтили своего отца, а жена мужа. С уважением.Для общей информации (может кому интересно) (Володя Заяц ползадорил) решил написать особенности работы на АН2 в советское время на примере Харьковского авиаотряда применения в нархозяйстве
В начале года обычно были отпуска, февраль подготовка, тренировки, медкомиссии. Март уже химия(бывала на лыжах). Март-апрель - харьковская область(удобрения с 30 метров), далее часть летела на Донбасс или Ростовскую область(яды 5 метров). Там работали почти до конца июня. Потом перелет в северный Казахстан на гербициды по пшенице(5 метров). Потом часть самолётов перегонялась в Узбекистан и консервировалась. Часть экипажей работали на ядах в харьковской области , на трихограмме(разброска мух-паразитов), борьба с водорослями на водохранилище, борьба с вредителями леса. В сентябре летели в Узбекистан, использовали расконсервации самолёты на дефолиации хлопка, потом летели опять в область. Очень обычно в области до декабря, хотя бывало захватывали и декабрь
Самолёты, которые подходили к списанию(12000часов) летали очень плохо, особенно с аппаратурой распыления сухих удобрений(причем были случаи давления на экипаж после заполнения акта облета за пределами нормы). На таких самолётах полеты были экстримом, они часто проваливались(с 50 до 10 метров), особенно опасно перед высоковольтками и приходилось сбрасывать загрузку. В общем, держались за "задницу". В самолёте специфический запах, в полете в кабине порядка 60 градусов, поэтому летали раздетые, мокрые. Штаны все время мокрые, сгнивали (начинали сыпаться через полгода). Под сиденьем почему то образовывались горка (объем порядка литра) сухих слепней(видимо жару плохо переносили).
По особенностям полетов на раскисшим площадках: работали , пока трактор мог подъехать (Беларусь), причем самолёт работал и когда трактор уже буксовал(второй пилот в этом случае упирался в крыло для разворота.
Часто летали по-партизански, причем даже при команде "ковер". Даже летали на шабашку (бахча) под Краматорск (локаторы ад не видели нас).
Катали как-то истребителей с Чугуевского училища(внутри леса просеке под уклон, выход на холм со скольжением на крыло, над рекой, полет по оврагу и посадка с отрицательной глиссадой)Впечатления и восторг были на лице.
Штурмана у нас были все из дальней авиации(ту16,ту95), ориентировку на наших высотах после тушек им было сложновато вести, поэтому на маршрутах,перелетах на них не полагались.
Приходилось работать просто с грунтовых дорог, шириной 5 метров(только выкашивали траву по обочинам)
При взлете с жидкостями образовывалась продольная качка в такт колебаниям жидкости.
Колеса, при работе с бетонки обычно менялись через день-два из-за износа(на грунте можно было проработать и пару месяцев)
Самолёт с хвостовым колесом чувствителен к выдерживанию направления(особенно при боковом ветре, можно крутнутся и на два оборота с поломкой закрылок и нижних крыльев). На предельном боковом и выше приходилось подходить к полосе под углом порядка 45 градусов, потом ставить на одно колесо с креном, печатать противоположное колесо и сразу его тормозить, чтобы не попасть в неуправляемый разворот.
В дневное время сильная болтанка, поэтому приходилось прижиматься как можно ниже(чтобы яд не так сносило), поэтому иногда на подкосах привозил пшеницу(чиркал)
Вот кое-что из особенностей работы на химии. Не обессудьте, может кому-то будет интересно.
ОХУеть! Очень интересно, читал и матерился без Б. А теперь в тему. Попал я в Калининграде на подводную лодку-музей. Скажу честно, я не смог перенести замкнутое пространство и прекратил экскурсию. После этой экскурсии я очень зауважал Подводников. Думаю,что подводникам надо присваивать звание Героя сразу как только он опустился в "салон" подводного крейсера.Кто хочет узнать поближе о службе и быте подводников почитайте книгу Покровского "72 метра". Описаетесь. Теперь считаю, что пилотам сельхозавиации в конце сезона нужно присваивать сразу дважды Героя, за их не легкий мусульманский труд с установкой бюста по месту прописки, чтобы дети видели и чтили своего отца, а жена мужа. С уважением.
Оказалось, что этот второй самолет при выводе из атаки на сверхзвуковой скорости на форсаже сделал левый разворот не выключая форсажа. При этом летчик опускает нос самолета (ему же надо вниз уходить). Очевидно летчик еще смотрел на мишень, проходя рядом с ней. В это время нос самолета опускается очень низко. Вертикальная скорость стремительно растет. Форсаж двигателей еще работает, самолет летит носом вниз. В этот момент летчик начинает пытаться вывести самолет из пикирования не выключив форсаж. А самолет вместо вывода попадает в глубокую спираль.
Мой одноклассник окончил Омский авиационный техникум(кажется так он назывался в 70-х годах), и до пенсиона отлетал в Пятигорском авиаотряде на Ан-2. Летали они и в Казахстане и Узбекистане, а в Астрахань - как к себе домой на сельхозработы. В 77-м году в Омске в "Маяке" с ним встретились( где ещё с вероятностью 99% можно было встретитьсяОчень интересно, читал и матерился
Мой одноклассник окончил Омский авиационный техникум(кажется так он назывался в 70-х годах), и до пенсиона отлетал в Пятигорском авиаотряде на Ан-2. Летали они и в Казахстане и Узбекистане, а в Астрахань - как к себе домой на сельхозработы. В 77-м году в Омске в "Маяке" с ним встретились( где ещё с вероятностью 99% можно было встретиться). Мы(курсанты) отмечали окончание стажировки перед выпуском, а Слава(одноклассник), "обмывали" диплом его жены. Кто бы мог подумать - оба Пятигорчане,пересеклись где-то в Омске...
ЗЫ: Что встреча в Омске - случайность, а что - в "Маяке" - закономерность.
Омское училище заканчивал Саша Иванов, сын Евгения Александровича Иванова. Летал на Ан-2, Ан-24, затем на Як-42.
Фото, увы, низкого качества... Семск. Какое-то построение на плацу за гостиницей на фоне 5-го доса.Посмотреть вложение 711279
Александр, летал в Краснодарском (Пашковский) аэропорту и жил, да наверное и живет в Краснодаре.Омское училище заканчивал Саша Иванов, сын Евгения Александровича Иванова. Летал на Ан-2, Ан-24, затем на Як-42.
Владимир Григорьевич, не бери пример с Анатолия Михайловича, который тащит с Ок безымянные фотографии. Возможно, лично он все лица хорошо знает, но как же другие? И если даже кто-то знал эти лица раньше, но он же может их забыть «за сроком давности» или мог знать не всех. Я, когда прилагаю фотографию, всегда думаю о тех, кто на форуме.Фото, увы, низкого качества... Семск. Какое-то построение на плацу за гостиницей на фоне 5-го доса.