Вчера, 16 августа 2008 г., в пос. Заря прошла встреча ветеранов Московского округа ПВО, на которой в числе других присутствовал инспектор-летчик полковник Евглевский Электрон Миронович, имя которого в войсках неразрывно связано с самолетом Ту-128.
В 61 году Евглевский в числе других переучился от Саваслейского центра в КБ теоретически на новый самолет, фактически на прототип. А первый вылет удалось сделать аж в 64-м, до этого «Тушка» дозревала у Туполевцев… И когда пришла пора переучивать полки, старики, освоившие 128 в Саваслейке, уже стали выходить на пенсию. Так, естественным образом Электрон Миронович Евглевский стал основным специалистом по этой машине. Ниже я привёл выдержки из того, что на встрече было рассказано в незапланированной беседе за столом, а мне следовало запомнить и дома литературно изложить.
«Помню, как приходилось отбирать летчиков для переучивания на Ту-128. Мы установили, что можно было брать только летчиков 1 класса с налетом не менее 400 часов на реактивных… Пробовали, конечно, и с МиГ-17, но по типам получалось, что надо отбирать с Су-9 (позднее с Су-15). В полках на Су-Девятом летчиков и так не хватало, а тут ещё и забирать, получается, приезжали…»
«Когда пришла пора переучивать 445 иап на Ту-128, тамошний комполка Санин А.Е. прислал к нам в Саваслейку не просто группу летчиков. Он подошёл к вопросу настолько основательно, что откомандировал практических всех ! Летчиков со штурманами, техсостав в полном объеме… Количество приехавших Котлошан (на тот момент правильнее будет сказать – Хотиловцев, т.к. речь идет о 1966 г., на тот момент аэродром Котлас (Савватия) ещё не был построен - Мелихов А.) оказалось около двухсот (!!!) человек ! Куда их всех размещать ? Как всех учить ? Ко мне в шоке подходил командир, я только разводил руками – принять сложно, отказать невозможно… Разместили, конечно же, всех, выкрутились…»
«Потом ещё одна была история… Санин был командиром достаточно умным, всегда придумывал решение задач, другой бы ждал, пока ситуация сама не разрешится… Сижу в Саваслейке, звонит Санин, и говорит, мол, Электрон Миронович, есть проблема, прошу приехать. Зачем ? Приезжайте, на месте объясню. Ну, приехал. Объясняет: У меня «спарки» нет, а Ту-124 я сдал в Ставрополь на регламент, вернут не раньше, чем через месяц. Мне надо лётчиков ночью выпустить. Сейчас они у меня летают так: 1-й вариант – одна смена на Ту-128 днём и две смены на Як-28П ночью, 2-й вариант – две смены на Ту днём и одну на Яке ночью. Я ему говорю, и что ты предлагаешь ? Он – давайте выпустим в сумерках, а садятся пусть ночью ! Я понимаю, что ему требуется моё решение, как инспектора… Я вправе разрешить вариант, но… Если кто-то разобьет самолет, нам обоим будет не сдобровать… Подумал конечно, и говорю, ну, давай я хоть на Яке проверю их сначала. Выбирайте любого, говорит. Я выбрал, слетали на мы ночью на Як-28П, проверил технику пилотирования, результат отличный, и я дал добро. В течение двух дней мы выпустили всех подготовленных летчиков на Ту-128 ночью! В летных книжках я так и написал – «с проверкой на Яке»…»
«Насчёт Амдермы. Там сначала 3 года было так: когда решили перевооружать 72 полк, пригнали туда эскадрилью, кажется из Омска, где-то 10 самолетов, ну и 10-12 экипажей. Они считались прикомандированными к 72-му полку, однако числились у себя. Семьи оставили там же. Через год вернулись, оставив самолеты в Амдерме. Следующие 2 года туда приезжали также по эскадрилье из других полков, сейчас не вспомню, откуда. А уже потом Амдерму довооружили полностью Ту-Стодвадцатьвосьмыми».
Про «спарку» Пеликана.
«Когда, наконец, туполевцы сделали «спарку», она получилась очень трясучей в передней кабине. Я высказывал предположение, что это по причине внутреннего устройства силового набора, балок и т.д., самой кабины, т.е. частоты тряски совпадали с частотами вибрации от двигателей. КБ Туполева посчитало, что дело в носовой стойке. Спорили, ругались, мучали машину, но к единому мнению не могли прийти. Помню, я был на полетах, кажется в Белой. Приехал зам. Главного конструктора Залесский А.И. Ну, покатал я его в передней кабине по полосе. Он сделал вывод, что дело всё равно в передней ноге. Но беда то в том, что вибрация и после уборки не прекращается ! Ну, увеличили они амортизацию стойки, естественно это не помогло. Потом всё-таки согласились с моим мнением, доработали кабину так, что вибрации «ушли вниз», и тряска пропала…»
Немного (отвлечённо) про Кадомцева.
«Однажды на севере я был свидетелем такой ситуации: Кадомцев садится в кабину Як-27, погода ниже минимума. И по радио происходит интересный разговор:
- Разрешите запуск?
- Нет, запуск не разрешаю.
- Вас понял, запускаю.
- Разрешите выруливание?
- Выруливание запрещаю!
- Понял, выруливаю!
- Разрешите на полосу?
- На полосу запрещаю!
- Вас понял, выруливаю на полосу!
- Разрешите взлёт?
- Взлёт запрещаю!
- Вас понял, взлетаю!...»
А всё дело в том, что он, как опытный летчик в должности зам командующего авиацией ПВО, мог позволить себе «скорректировать погоду» и разрешить полёт ниже установленного минимума, а РП дать на это разрешение – нет. Я фокусами, конечно, не любил заниматься, но пару раз таким же своим инспекторским правом тоже приходилось пользоваться…»
Сейчас Электрон Миронович Евглевский, которого наверняка многие из летавших на Ту-128 знают и помнят, проживает в пос. Заря в Подмосковье. В настоящее время этот человек с богатой авиационной биографией ведёт записи собственных воспоминаний, которые рассчитывает позднее оцифровать и издать. Он с удивлением узнал, что в Интернете есть такой «клуб по интересам» (я рассказал ему в доступных терминах про эту ветку), и в честь праздника передаёт всем её участникам пламенный привет: