Я тут недавно говорил, что в авиации бывает много необъяснимого. Но бывает и все ясно, только сделать ничего нельзя, чтобы выйти из безнадежного положения. Здесь Alex0853 уже упоминал про ЛП в Хатанге. Расскажу поподробнее.
По учениям где-то в 83 г. несколькими экипажами перебазировались в Хатангу с Белой через Канск. Там полетали и собрались домой. У меня ведущим пары был экипаж в составе летчика-начальника отдела безопасности корпуса (фио, к сожалению, забыл, а ведь на проводах клянемся вечно помнить), и штурмана Васи Зимина. Перед вылетом еще, помню, затоварились с ними в местном магазине ценной малосольной рыбой. Ведущий, как известно, на нашем типе взлетает вторым, я пошел первым. После взлета еще слышал, как они запрашивали взлет, затем перешел на канал КП. Слушаем, что-то они долго не появляются на этом канале. Запросил КП. Отвечают: "...-го не будет, идите одни". Подумал, может по какой-то причине не стали взлетать. Осторожно уточняю у КП. По завуалированному ответу понял, что дело худо. К тому же мы планировали лететь сразу на Белую, запрашиваю на это разрешение, отвечают: "Садитесь в Канске". Ну, конечно, называют позывной аэродрома, да я уж забыл. После посадки уже все узнали. Когда я проанализировал все, что произошло, понял, что экипаж был в безвыходной ситуации. В начале разбега наблюдатель сказал, что форсажи включились. На самом деле один форсаж разжегся не полностью. В принципе наблюдатель не мог определить, полностью или нет включился форсаж. Где-то в середине разбега штурман доложил:"Скорость медленно растет". Летчику после этого еще надо было оценить, так ли это, все-таки темп нарастания скорости ненамного отличался от обычного, полтора форсажа все же работали. Когда штурман сказал об этом второй раз, летчик, наверное, и сам понял это, но тормозить было уже поздно, т.к. длина полосы не выходила за пределы стандартной и полосы безопасности не было, за последними плитами начиналось черт-те что. Оставалось только взлетать. Отошли с последних плит, шли на бреющем, ударились крылом о препятствие (то ли столбы огней подхода, то ли строение какое-то), с-т дал крен, Зимин катапультировался, летчик не успел. Зимину повезло, что был крен, его отбросило в сторону от взрыва с-та. Вот и получается, что в первой половине разбега еще не понятно было, что происходит, и в случае прекращения взлета при исправной технике летчик выглядел бы идиотом, а через какое-то мгновение стало ясно, что нужно только взлетать. Скажете, нужно было прыгать до столкновения? Но с-т все-таки взлетает, и как ты будешь выглядеть, выпрыгнув из взлетающего с-та? Да вот и присутствующие на форуме рассказывали об аналогичных случаях, правда со счастливым концом. Вот и получается безнадежная ситуация.