Схема с убираемыми в полёте подъёмными роторами
Как известно, несущие роторы имеют высокое лобовое сопротивление в крейсерском полёте. В этот тупик на пути увеличения ЛТХ упираются все винтокрылы. В связи с этим, например, на конкурс ФПИ «Свободный взлёт» по направлению ЛАВВП не принимались заявки, имеющие подобную крейсерскую конфигурацию.
Другое тупиковое направление, хотя, судя по упорству разработчиков фирмы Боинг, менее очевидное – двухроторные схемы. Тут в качестве главного ограничения выступает генетическая ненадёжность принципа балансировки, послужившего причиной многочисленных лётных происшествий и катастроф.
Также не оправдано повсеместное увлечение энергетическими установками на базе заведомо утяжелённых электроприводов и гибридных систем. В обозримой перспективе двигателям внутреннего сгорания не будет альтернативы. Просто потому, что у окисляемых углеводородов энергия химических связей выше, чем у любых доноров электронов. Может, когда-нибудь выйдут из лабораторий технологии, основанные на принципах супермаховиков, сверхпроводящих накопителей или ядерной энергетики. А пока этого не случилось, газовая турбина и бензиновый двигатель в области ЛАВВП остаются вне конкуренции.
Отсекая лишние пути, приходим к пониманию того, что вертикально взлетающий аппарат с высокой дальностью и скоростью должен иметь не менее четырёх убираемых в полёте подъёмных роторов и силовые установки на базе ДВС. Если дополнить концепцию автоматическим управлением и оптимизировать полезную нагрузку с учётом ограничений по шуму и размеру площадок базирования, то получим сравнительно небольшой диапазон форм-факторов.
Известны, как минимум, два проекта, согласующиеся с указанными принципами. Отечественный Вариолёт и американский Krossblade. Примечательно, что отечественные и зарубежные разработчики пришли к похожим решениям независимо друг от друга. Обе разработки имеют интересные расчётные и практические характеристики. Рекомендуется ознакомится - вся информация есть на одноимённых сайтах.
Вариолёт. Изображение с сайта компании.
Krossblade – трансформируемый дрон. Изображение с сайта компании.
Как известно, несущие роторы имеют высокое лобовое сопротивление в крейсерском полёте. В этот тупик на пути увеличения ЛТХ упираются все винтокрылы. В связи с этим, например, на конкурс ФПИ «Свободный взлёт» по направлению ЛАВВП не принимались заявки, имеющие подобную крейсерскую конфигурацию.
Другое тупиковое направление, хотя, судя по упорству разработчиков фирмы Боинг, менее очевидное – двухроторные схемы. Тут в качестве главного ограничения выступает генетическая ненадёжность принципа балансировки, послужившего причиной многочисленных лётных происшествий и катастроф.
Также не оправдано повсеместное увлечение энергетическими установками на базе заведомо утяжелённых электроприводов и гибридных систем. В обозримой перспективе двигателям внутреннего сгорания не будет альтернативы. Просто потому, что у окисляемых углеводородов энергия химических связей выше, чем у любых доноров электронов. Может, когда-нибудь выйдут из лабораторий технологии, основанные на принципах супермаховиков, сверхпроводящих накопителей или ядерной энергетики. А пока этого не случилось, газовая турбина и бензиновый двигатель в области ЛАВВП остаются вне конкуренции.
Отсекая лишние пути, приходим к пониманию того, что вертикально взлетающий аппарат с высокой дальностью и скоростью должен иметь не менее четырёх убираемых в полёте подъёмных роторов и силовые установки на базе ДВС. Если дополнить концепцию автоматическим управлением и оптимизировать полезную нагрузку с учётом ограничений по шуму и размеру площадок базирования, то получим сравнительно небольшой диапазон форм-факторов.
Известны, как минимум, два проекта, согласующиеся с указанными принципами. Отечественный Вариолёт и американский Krossblade. Примечательно, что отечественные и зарубежные разработчики пришли к похожим решениям независимо друг от друга. Обе разработки имеют интересные расчётные и практические характеристики. Рекомендуется ознакомится - вся информация есть на одноимённых сайтах.
Вариолёт. Изображение с сайта компании.
Krossblade – трансформируемый дрон. Изображение с сайта компании.