Мои пять копеек насчёт курения в самолёте.
Курение - зло.
Курение в самолёте - зло.
Источник открытого огня и/или тления на воздушном судне - потенциальная опасность.
Тот же самый источник, но утилизируемый не в пепельницу, а в туалете - ещё большая опасность.
Дым тоже не подарок - во-первых, для вред здоровью всех присутствующих, во-вторых, это повод для аларма.
Таким образом, то, что курение запрещено - это хорошо. То, что с ним борются - тоже отлично. Хотя с оговоркой, поскольку борьба провоцирует скрытное курение, которое в итоге более опасное, чем если ли бы курили в открытую. Зато, если бы курили в открытую, то курильщиков было бы в десятки раз больше, а так курят только самые рисковые.
В то же время само по себе курение и даже вовсе не курение, а полноценное зажигание открытого огня с хулиганской целью само по себе не должно влечь посадку на запасной аэродроме. Во-всяком случае, если это действие опознано и пресечено. А оно может быть пресечено легко - в туалет стюардесса может войти в любой момент, и увидеть сигарету. И после этого, кстати, вполне можно сдать нарушителя в полицию по прилёту - показаний стюардессы должно хватить для привлечения к ответственности.
Насчёт морали: уверен, что в случае подозрения на возгорание любая стюардесса без стеснения ворвётся в кабинку, а ведь в сто первый раз там может оказаться вовсе не курильщик, а поджигатель! И сам курильщик не должен переживать о том, что его без штанов застанут: во-первых, если он курил - то наверняка в штанах, во-вторых, если совмещает два процесса - нарушитель-то он, он спровоцировал эту ситуацию, в-третьих, если ошибка вышла, и в туалете обычный гражданин, без штанов, то ведь стюардесса врывалась явно не без внешней причины, а именно - сигнализации с датчика. Да, конечно, не стоит стюардессам врываться в туалет просто так - только по подозрению. Соответственно, если достаточная причина имеется - претензии пассажира можно проигнорировать, даже если тот занял туалетную кабинку исключительно в целях функционала. Кстати, если объявили снижение, а пассажир не идёт на место - тоже, в общем-то, причина для того, чтобы его, как минимум, активно поторопить. Ещё, если кому-то идея просить стюардессу идти выгонять курильщика из туалета не кажется хорошей - можно усложнить её обязательным наличием стюарда-мужчины в экипаже (вообще, полезное нововведение) либо пусть туда отправляется второй пилот (так как он всё равно обязан предпринимать меры для устранения любой причины возможного возгорания в салоне). Хотя лично я, в принципе, сторонник того, чтобы экипаж не выходил из кабины вообще ни при каких условиях, кроме очевидной лётного инцидента сугубо по "авиационным" (а не внешним по отношению к авиации) причинам. Для всех внешних причин (террористы, дебоширы, больные, беременные, птицы-звери-насекомые, багаж пассажиров, поломка чего-то такого, что непосредственно на безопасности полёта не скажется, и так далее) на борту должен быть маршал или мужчина-стюард с обязанностями маршала и спасателя). Но это моё ИМХО, конечно.
Кроме того, есть такая штука - звуковая и световая сигнализация. Если датчик сработал - пусть в туалете и снаружи зазвенит (в туалете - погромче), снаружи - потише, чтобы народ не пугать. А внутри - пусть ещё и свет погаснет или будет мигать. Уверяю, это создаст курильщикам такие невыносимые условия процедуры, что, пару раз нарвавшись, а через некоторое время и прочитав о том, как нарвались другие - курильщики перестанут курить в самолётах вообще! Лучшая защита от нарушений - не наказание и даже не пресечение, а предупреждение их совершения! В этом случае не требуется ни врываться, ни привлекать к ответственности, ни сажать самолёт в Минводах = курильщик откажется от мысли покурить, если поймёт, что его курение заметно для экипажа и приносит ему только дискомфорт.
Наконец, если "Победа" решит продолжать в том же духе, не пытаясь решить проблему более адекватными проблеме средствами, то резюме будет такое:
- с одной стороны, курение на борту не должно оставаться без реакции, и аларм по этой причине вполне нормальная реакция, ведь напомню, это всё-таки пусть не явно опасно, но потенциально опасно (возгорание, задымление);
- с другой стороны, аларм должен соответствовать степени опасности и быть направленным на установление причин, после чего должны предприниматься адекватные меры, а не меры устрашения и нарушения прав других людей;
- с третьей стороны, всем заинтересованных лицам следует понимать, что "не пойман - не вор", то есть доказать, что курение имело место быть и что причиной срабатывания датчика был пассажир - должна именно авиакомпания, если не докажет вне всяких разумных сомнений - правильно будет её наказать финансово (включая иски от пассажиров);
- с четвёртой стороны, если пилоты и салонный экипаж, убедившись, что это всего лишь курильщик, по-прежнему разыгрывают комедию с вынужденной посадкой, то всё должно быть взаправду: немедленная посадка на ближайший аэродром, оформление всех обязательных документов, сообщений, чек-листов и т.д., как при подозрении на пожар.
Следовательно, для отучения "Победы" от таких неадекватных ситуации действий следует применять все средства из доступного арсенала, как-то: уход в отказ самого курильщика, обжалование протоколов и постановлений из полиции, взыскание ущерба, иски остальных пассажиров за срыв рейса без оправдывающих причин, негативная репутация а/к.