По словам Ричарда Джонсона, глобального руководителя CWT Solutions Group, в глобальном масштабе рост цен на 2022 год "превзошел все ожидания" из-за сочетания факторов, включая восстановление корпоративного спроса, отложенный спрос на отдых, повышение цен на нефть и авиатопливо и нехватку рабочей силы. В своем прошлогоднем прогнозе на этот раз CWT и GBTA прогнозировали, например, увеличение средней стоимости авиабилетов в мире на 48,5 процента в годовом исчислении на 2022 год. К концу года средняя цена билета выросла на 72,2 процента и составила 749 долларов. Средняя суточная стоимость проживания в отеле выросла на 29,8 процента в годовом исчислении до 161 доллара, что выше прошлогоднего прогноза в 18,5 процента.
"Хорошая новость заключается в том, что в течение следующих 18 месяцев нам не следует ожидать подобного всплеска", - сказал Джонсон. "Если вы сможете визуализировать, как разбивается большая волна, затем она отступает и начинает немного расходиться, это будет немного больше похоже на это".
Рост затрат умеренный по всем категориям
Прогноз, основанный на сочетании данных CWT и GBTA, общедоступной информации и моделировании, разработанном Институтом Avrio, предполагает, что стоимость авиабилетов на весь 2023 год увеличится на 2,3 процента в годовом исчислении до 766 долларов, а затем увеличится на 1,8 процента до 780 долларов в 2024 году.
По словам Джонсона, глобальный спрос на авиаперевозки приближается к уровню, предшествующему пандемии, и авиакомпании по-прежнему сталкиваются с проблемами в полном восстановлении пропускной способности, особенно в связи с задержкой некоторых производителей авиалиний с выводом некоторых моделей на рынок. В то же время авиакомпании по—прежнему сталкиваются с растущими издержками: цены на топливо высоки — хотя и ниже прошлогодних максимумов - и затраты на рабочую силу растут на фоне нехватки пилотов и другого ключевого персонала.
Тем временем объемы корпоративных авиаперевозок многих компаний остаются ниже уровня, существовавшего до пандемии, что ставит их в более слабое положение на переговорах в условиях роста.
Что касается отелей, то прогноз предусматривает увеличение мировых ADR на 4,3 процента в годовом исчислении до 168 долларов в этом году, за которым последует увеличение на 3,6 процента в 2024 году до 174 долларов. Отели демонстрируют высокий уровень заполняемости, но также сталкиваются с более высокими затратами на рабочую силу и в других областях. Темпы строительства не достигли уровня, существовавшего до пандемии, что сохраняет соотношение спроса и предложения в пользу отельеров.
Рост ADR в Северной Америке в прошлом году был самым высоким среди всех регионов, увеличившись на 33,8 процента до 174 долларов, но рост занятости в регионе замедляется. По прогнозам, ADR в регионе увеличится на 4 процента в этом году и на 3,3 процента в 2024 году.
В целом, по словам Джонсона, покупатели, которые могут использовать такие стратегии, как консолидация объема и демонстрация лояльности, увидят некоторые возможности в этой категории. "Поскольку мы видим, что спрос на отдых начинает выравниваться, они собираются переориентироваться на то, как они могут развивать этот корпоративный бизнес".
Что касается аренды автомобилей, которая в 2022 году выросла на 9,8% в годовом исчислении до средней арендной ставки в 45 долларов в сутки, то в 2023 году ставка увеличится еще на 6,7%, за чем последует более умеренный рост на 2,1% в 2024 году. По словам Джонсона, маржа в сфере проката автомобилей оставалась низкой, что привело к значительным проблемам с поставками в условиях пандемии, и поставщики компенсируют расходы повышением ставок.
Согласно прогнозу, расходы на встречи и мероприятия также продолжат расти. В 2022 году средняя стоимость на одного посетителя в день увеличилась на 58,1 процента в годовом исчислении до 160 долларов. В этом году этот показатель должен увеличиться на 5,6 процента до 169 долларов, а в 2024 году - еще на 3 процента до 174 долларов. В этой категории наблюдается более устойчивый рост спроса, чем ожидалось, и спрос на поощрительные поездки также "исключительно высок", согласно прогнозу.
Нет худа без добра в росте
По словам Джонсона, прогноз с повышением ставок, особенно в более умеренной части, не обязательно является плохой новостью для покупателей.
"Повышение цен, как правило, - это хорошо", - сказал он. "Они являются хорошим показателем сильной экономики и сильного доверия со стороны покупателей.
На данный момент показатели указывают на то, что программы корпоративных путешествий меньше, но бюджеты не обязательно будут меньше на фоне более высоких затрат. По словам Джонсона, компании будут стремиться инвестировать в поставщиков, которые могут улучшить общее впечатление путешественников и поддержать такие инициативы, как устойчивое развитие.
Между тем, резкое увеличение в 2022 году означает, что, вероятно, пришло время прекратить использовать 2019 год в качестве базового показателя для сравнений, а 2022 год станет новым базовым показателем, сказал он.