Я долго молчал, но сейчас попробую высказать свои мысли. В течение 2011 года мне довольно много раз пришлось по работе летать в Махачкалу и обратно, удалось слетать, ну пожалуй, почти со всеми вашими экипажами. В итоге, просто понаблюдав за ситуацией, да и проникнувшись духом Дагестана, сложились мысли, которые уместно поделить на 2 позиции - продвинутый пассажир, с одной стороны, и экономист с другой:
1. Как пассажир. Всегда покупаю, покупал точнее, билеты на вашем сайте - удобно и быстро. Но цена - это что-то с чем-то! На рейсы Москва-Махачкала в одну сторону минимум был 6300, максимум - 9800, если память не изменяет, средний ценник, если брать за сутки обычно составлял 7800 рублей. Это за 2-20 полетного времени на Тушке с питанием! Причем сезонность в случае с вашим направлением не имеет смысла обсуждать - цены если и варьируются, то незаметно для паксов. Для контрастного сравнения - АФЛ на юг, ну скажем в Сочи летом летает дорого, как и все, а сейчас зимой вполне имеет и промо-тарифы от 1700 рублей. До сентября-месяца хоть кормили - после набора стакан воды, чуть позже в жестянке курица или сосиска, а теперь заявлено, что снижены билеты (на самом деле снижен только их верхний предел - не дороже 7300) и перестали кормить. То есть, покупая точно также билет через интернет за абсолютно те же деньги 6-7 тысяч, пассажир получил теперь не обед, а тот же самый стакан воды, и через 15 минут чай и, ну просто смешно, кексик ))). Насчет сайта - малоинформативен, прост до безобразия, тяжелая первая страница. Регистрация обратно в Махачкале - нормально, контроль и посадка - как везде, но отмечу одно - лучше бы часть основного зала справа у выхода №2 отгородить под зону ожидания пассажиров, прошедших досмотр (в этом, как его, "накопителе", мест на весь рейс не хватает, очень много людей летает с малыми детьми, помещение не проветривается, и тд.). Касательно уровня подготовки экипажей - вот здесь на фоне домодедовской катастрофы дам иную оценку, чем возможно вызову негодование у многих - лично мне приятно и комфортно с вами летать, за штурвалом старые волки-тушкари, знающие свой маршрут и аэродром назубок. Снижение (на рейсах в Махачкалу) - такое ощущение, что РУДы прибирают не просто расчетно, а словно знают абсолютно наверняка, где и в какую секунду это надо сделать, всё одинаково тихо в каждом полете до высоты круга. Заход всегда спокоен, вне зависимости от погоды, почти всегда без раздергивания двигателей - с какого бы курса не сажали - щитки, погасили скорость, закрылки, добавить, шасси, МГ, добрать, сидим... Дома всё настолько штатно, что всегда вспоминаются цитаты из Ершова - красноярская школа прям какая-то...
2. С точки зрения экономиста. Один перевозчик на направлении, в итоге никакой конкурентной борьбы, высокие цены при том, что пассажиропоток даже не весь вывозите, никакой внутренней мотивации в компании оправдать свою единственность... Сегодня многие компании могут сделать более выгодные предложения, так вы же их не пустите! КАВы могли бы летать в легкую, Кубань заинтересована наверняка, да той же Сибири только палец дай, откусили бы. Смены парка нет, комфорт Тушек ограничен, питание отменили, карта полетов ограничена Москвой и Питером, вряд ли ошибусь, если скажу, что грамотных управленцев вам крайне не хватает. А между тем в республике довольно много толковых людей, в конце концов, можно и со стороны пригласить человека, назовем его антикризисным управляющим. Нет? Понимаю, тут больше политики... Юрлица вам денег должны? Так не возили бы сильно в долг, ваш баланс был бы иным! А, да, менталитет... Попробуй с Анжи денег забери... Так вот, при всём огромном уважении к кавказскому менталитету (к настоящему, не омраченному сегодняшними негативными вещами), нельзя мешать экономику с национальными особенностями. Мое итоговое мнение таково - без существенных изменений в компании уповать только на законы недальновидно. Ну вернут вам Сертификат, ну продолжите вы кормить республику, ну пролетаете еще несколько лет, ничего же не изменится! Вам нужен энергичный дипломатичный управленец с европейским складом мышления, обладающий при этом пониманием местных особенностей и команда, которая вернет задолженности с юрлиц, оптимизирует внутренние бизнес-процессы, разработает и внедрит политику мотивации пассажиров, а также мотивации сотрудников по отношению к пассажирам, пробьет все разрешительные по аэродрому и типам принимаемых-выпускаемых, параллельно с оздоровлением экономики возьмет в лизинг экономичные Бобики или Эрбасы (от этого уже не уйти), переучит мужиков на новые типы и тд, в общем вам нужна команда, замотивированная на рузультат, а не на процесс... Быть обыкновенными (не лучшими) и претендовать на право единственного перевозчика - неправильный тупиковый путь. Это как с Гимринским тоннелем (он как-бы есть, но по факту его нет, местные поймут, о чем я). Свою авиакомпанию руководство республики должно воспринимать как бизнес-модель, а не средство пополнения бюджета, тогда авиакомпания будет развиваться, меняться, оздоровляться, и тогда конкуренты к вам просто соваться не станут, смысл пропадет. А пока что получилось то, к чему и должно было прийти - стангация при неправильном управлении, чем сейчас и пытаются воспользоваться другие заинтересованные... Короче, сейчас здесь больше политики, чем бизнеса, а должно быть наоборот. Однако для этого нужно много ТРУДА...