"КрасЭйр" прилетит в Толмачево
Авиакомпания "КрасЭйр" получила право осуществлять полеты из новосибирского аэропорта Толмачево, который является базовым для ее конкурента - "Сибири"
В конце прошлой недели Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выдала авиакомпании "КрасЭйр" разрешение на осуществление полетов из новосибирского аэропорта Толмачево. Как пояснили RBC daily в пресс-службе авиакомпании, необходимость в таком решении возникла из-за работ по плановой реконструкции взлетно-посадочной полосы в базовом аэропорту перевозчика в Красноярске. На время ремонта, предположительно до октября этого года, все трансфертные пассажиры, ранее обслуживаемые в красноярском хабе, будут переведены в Толмачево. Представители "КрасЭйр" пока не берутся говорить о своих дальнейших планах по возможной организации хаба в новосибирском аэропорту. Однако эксперты считают такую возможность вполне вероятной, и помешать ее осуществлению может лишь серьезная конкуренция с базирующейся в Толмачеве авиакомпанией "Сибирь". Понятно, что новосибирский перевозчик заинтересован в создании собственного хаба на базе аэропорта Толмачево, однако этому препятствуют постоянные разногласия, возникающие между менеджментом аэропорта и руководством авиакомпании. Возможно, предполагают эксперты, красноярскому перевозчику, не обремененному затяжной историей конфликтов с управляющими "Толмачева", удастся легче найти с ними общий язык. Кроме того, у "КрасЭйр" есть и еще одно преимущество: компания уже имеет опыт создания узлового распределительного центра (хаба) на базе своего аэропорта в Красноярске.
Новосибирский аэропорт Толмачево - пятый по объему пассажирских перевозок в России. В 2003 г. он обслужил 1,360 млн пассажиров, что на 120 тыс. больше показателей предыдущего года. Выручка составила 1 млрд руб., чистая прибыль - 75,4 млн руб. В аэропорту Толмачево базируется авиакомпания "Сибирь" - второй по величине российский перевозчик. Основные акционеры аэропорта на данный момент - Минимущество (51% акций, 68% голосующих акций) и московская группа "Промышленное развитие" (связана с Московским речным пароходством, более 25% акций). По мнению экспертов, Толмачево обладает большим потенциалом развития, как в силу удобного географического положения, так и вследствие постоянно растущей деловой активности в регионе. Однако для того, чтобы перспективный аэропорт превратился в полномасштабный узловой центр, необходима модернизация самого комплекса, а также внедрение в нем специальных так называемых "веерных" технологий (служат для того, чтобы пассажирские потоки, стекаясь в одну точку и перераспределяясь там, расходились дальше по множеству направлений).
Вот уже второй год "Сибирь" пытается заставить руководство "Толмачева" определиться со своими планами относительно дальнейшего развития аэропорта, и она даже предлагала амбициозную концепцию его превращения в международный хаб. Однако менеджмент аэропорта посчитал проект слишком дорогим и долгое время отказывался от его принятия. Это противоречие повлекло за собой целую серию конфликтов между аэропортом и перевозчиком, самый крупный из которых - тяжба о пропавшем топливе. Конфликт был разрешен только недавно - 24 февраля этого года "Толмачево" перечислило 102,9 млн руб. на счет Службы судебных приставов. Однако позиция менеджмента аэропорта осталась неизменной - это дело все равно было сфальсифицировано. "Поскольку ситуация возникла еще при прежнем руководстве, а в судах различных инстанций, где решение неоднократно оспаривалось, понимания не найдено, аэропорт вынужден подчиниться и выплатить долг", - говорится на официальном сайте аэропорта. Словом, глубинные разногласия между перевозчиком и авиакомпанией, похоже, так и не были преодолены. В такой ситуации, полагают эксперты, создание хаба на базе аэропорта Толмачево для "Сибири" продолжает оставаться весьма сложной задачей.
На фоне этих событий временный приход "КрасЭйр" в Толмачево, по мнению экспертов, выглядит как событие "знаковое". У красноярского перевозчика уже есть успешный опыт создания хаба на базе своего аэропорта. Менеджеры "Толмачева", вероятно, отдают себе отчет в том, что создание узлового центра в аэропорту значительно увеличит его прибыль. Так, по предварительным оценкам, приход в Толмачево "КрасЭйр" на временной основе и работа аэропорта в режиме хаба принесет ему 13,1 млн руб. в год дополнительной прибыли. Кроме того, приход в Толмачево "КрасЭйр" означает для аэропорта расширение маршрутной сети и появление новых направлений. По некоторым из предложенных "КрасЭйр" направлениям сообщение из Толмачева сейчас отсутствует (Улан-Удэ, Чита, Душанбе, Алма-Ата), либо они не обслуживается авиакомпанией "Сибирь" (Магадан, Баку) или же являются малочастотными (Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский). Говорить о своих дальнейших планах в аэропорту Толмачево представители "КрасЭйр" пока не берутся, подчеркивая, однако, свой потенциальный интерес к данному аэропорту. Менеджеры "Толмачева" также осторожно высказываются о приходе красноярского перевозчика, отмечая лишь тот факт, что для обслуживания трансфертных пассажиров в аэропорту предусмотрено расширение площадей аэровокзального комплекса, стоимость этого проекта оценивается в 40 млн руб. "С учетом нового строительства, можно констатировать, что аэропорт сможет обслужить всех пассажиров, которых приведет с собой авиакомпания "КрасЭйр", - сказал RBC daily представитель аэропорта Толмачево. Комментировать приход конкурента в свой базовый аэропорт представители "Сибири" отказались.
По мнению аналитиков, создание полномасштабного хаба в Толмачеве для "КрасЭйр" будет очень сложной задачей, однако вполне вероятно, что красноярскому перевозчику после своего "временного" прихода в аэропорт удастся там закрепиться надолго. "Для "КрасЭйр" создание хаба в Толмачеве - тяжелая и дорогостоящая задача из-за сильной конкуренции с "Сибирью", однако не невозможная, - сказала RBC daily аналитик UFG Елена Сахнова. - Однако закрепиться в новосибирском аэропорту для "КрасЭйр" вполне реально, ведь если авиакомпании удалось добиться разрешения на временные полеты, значит, отношения с руководством аэропорта начали налаживаться".
Правда, после продажи госпакета акций "Толмачева" (которая запланирована на третий квартал этого года) может появиться и еще один желающий создать на базе новосибирского аэропорта хаб - авиакомпания "Аэрофлот". Еще в прошлом году в процессе обсуждения грядущей приватизации аэропорта Толмачево в числе возможных претендентов на покупку госпакета назвался Национальный резервный банк, которому принадлежит около 30% акций ОАО "Аэрофлот". В свете стратегии "Аэрофлота" по развитию региональных перевозок, благодаря которой он рассчитывает к 2010 году увеличить свою долю присутствия на внутреннем рынке страны с существующих 9% до 20%, новосибирский аэропорт представляет для него большой интерес (он обеспечивает около 9,5% в формировании московского пассажиропотока). Сейчас "Аэрофлот" выполняет в Новосибирск один ежедневный рейс, а с 28 марта по 31 мая вводит на этом направлении специальный тариф - билет в оба конца будет стоить 6500 руб., что намного меньше, чем предлагают основные конкуренты "Аэрофлота". Генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов назвал Новосибирск первым в списке городов, которые авиакомпания рассматривает в качестве потенциального хаба.
Источник: газета "RBC Daily"