«КрасЭйр» разрастается
Авиакомпания активизирует работу по созданию альянса между пятью российскими перевозчиками
На третьем Сибирском авиационно-космическом салоне, который пройдет в Красноярске с 3 по 5 декабря, будет подписан меморандум об альянсе и стратегическом партнерстве между авиакомпаниями «КрасЭйр», «Самара», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа» и «Сибавиатранс». Пока, как уверяют представители «КрасЭйр» (компании, явившейся инициатором этого объединения), все члены альянса сохраняют юридическую самостоятельность, собственную атрибутику: сертификаты, коды, лицензии, назначения. Однако в дальнейшем не исключено, что произойдет слияние вышеперечисленных перевозчиков. Создатели альянса говорят, что он пока остается открытым, и, скорее всего, в него войдут еще одна-две авиакомпании. Оборот же альянса в 2005 г. может составить более 1 млрд долл. при объеме перевозок до 5 млн пассажиров в год. Таким образом, по объему перевозок красноярский гигант практически вплотную приблизится к крупнейшему российскому перевозчику «Аэрофлоту», который в прошлом году перевез 5,844 млн чел., и опередит лидера на внутренних линиях – авиакомпанию «Сибирь», услугами которой в 2003 г. воспользовались 3,397 млн чел.
«КрасЭйр» – четвертая по объемам перевозок в России компания. За прошлый год она перевезла 1,443 млн пассажиров. Госпакет составляет 51% акций, остальные 49% принадлежат физическим и юридическим лицам. Компания выполняет полеты более чем в 50 городов России, а также на Украину, в Германию, Грецию, Кипр, Турцию, Хорватию, Египет, Марокко, Испанию, Болгарию, Италию, Тунис, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан и другие страны. «Домодедовские авиалинии» входят в десятку крупнейших авиаперевозчиков России. В 2003 г. перевезено более 750 тыс. пассажиров. Госпакет составляет 50,17% акций, остальные до недавнего времени были сосредоточены в ООО «СИГМА-Консалтинг». ДАЛ осуществляют полеты в города Дальнего Востока (Владивосток, Благовещенск, Петропавловск, Южно-Сахалинск и др.), Средней Азии (Душанбе, Ташкент, Баку, Самарканд), а также международные рейсы (Кельн, Штутгарт). «Омскавиа» – региональный перевозчик, 70% акций которого контролирует Леван Турманидзе, владелец омской туристической компании «Летур». Парк авиакомпании состоит из шести Ту-154М и двух Ан-24. Убытки «Омскавиа» в прошлом году превысили 6 млн руб. «Самара» является преемником Куйбышевского авиационного отряда, который был основан в 1961 г. Основными акционерами компании являются Министерство имущественных отношений Российской Федерации – 46,5%, ООО «РАСИП-Партнер» – 25,09% (подконтрольное генеральному директору «Самары» Родиону Ковалеву) и ООО «Полет» – 13,9%, у частных лиц - 14,51%. По итогам первого полугодия 2004 г. чистый убыток «Самары» составил 101,9 млн руб. «Сибавиатранс» – небольшая авиакомпания, работающая на внутренних воздушных линиях Красноярского края и близлежащих регионов. За 2003 г. «Сибавиатранс» перевезла более 200 тыс. пассажиров, 2 тыс. т почты и груза. Год назад ее возглавлял брат генерального директора «КрасЭйр» Александр Абрамович.
Если посмотреть на историю развития «КрасЭйр», то идея создания ими подобного альянса кажется вполне логичной. Красноярский перевозчик первым в России попытался реализовать в своем аэропорту искусственную схему веерного расписания (а не естественно сложившуюся, как, к примеру, в московском Шереметьево). Опыт получился довольно успешным, хотя сами представители «КрасЭйр» признают, что в полной мере хабом, в европейском его понимании, назвать «Емельяново» невозможно. Но, как говорится, еще не вечер. Следующим шагом перевозчика стала попытка частично обновить свой парк самолетов и купить два подержанных самолета Boeing. Однако техники все равно остро не хватает, да и при существующей маршрутной сети резервы для дальнейшего роста объема пассажироперевозок ограничены.
Подобные «кризисы роста» крупные авиакомпании решают в том числе и вступлением в мировые альянсы – тогда у перевозчика появляются и дополнительные маршруты, и возможность оптимизировать географию полетов. Подобным образом, например, поступил крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот», который должен до конца 2005 г. завершить переговоры с руководством мирового альянса Sky Team на предмет вступления в его ряды. Однако «КрасЭйр» такие объединения еще «не по зубам». «Прежде чем вступать в международный альянс, необходимо консолидировать внутренних перевозчиков, чтобы выйти на мировой рынок с оптимизированной маршрутной сетью и парком воздушных судов, а, следовательно, и конкурентоспособной компанией», – комментируют RBC daily ситуацию в пресс-службе «КрасЭйр». В таком случае единственный выход – пытаться создать нечто подобное внутри страны. Чем и занялся красноярский перевозчик. «Такое объединение позволит существенно расширить маршрутную сеть авиационного альянса, повысить эффективность и безопасность авиаперевозок, предложить пассажирам более широкий спектр услуг качественно нового уровня», – говорит представитель «КрасЭйр».
Сейчас входящие в объединение авиакомпании ведут работу по модернизации исторических маршрутных сетей членов альянса по узловому принципу «с целью генерации максимального числа трансферных связей (целевых стыковок) на базе аэропортов Красноярск, Омск, Самара и Домодедово». Все это как нельзя лучше вписывается в излюбленную «КрасЭйр» стратегию создания узловых центров на базе региональных аэропортов. Впрочем, в рамках альянса по некоторым направлениям уже ведется довольно конкретная работа. Например, совместно с авиакомпанией «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ) «КрасЭйр» выполняет чартерную программу. Вообще, отмечают эксперты, ДАЛ – очень удачное приобретение «КрасЭйр» («КрасЭйр» приобрела 49,6% акций ДАЛ у структур компании «СИГМА-Консалтинг»). Это фактически одна из последних больших «ничейных» авиакомпаний в России, имеющих широкую маршрутную сеть и ориентированная на Дальний Восток и Восточную Сибирь. «У нас уже сейчас действует совместная чартерная программа, – комментируют RBC daily в пресс-службе «Домодедовских авиалиний». – На ней работают три наших самолета Ил-96 и один Ил-96-300, принадлежащий «КрасЭйр». Благодаря включению в маршрутную сеть тех направлений, которые были у нас – это, прежде всего, страны Индийского океана, Дубай, Шри-Ланка и т. д. – «КрасЭйр» смогла значительно расширить направления своих полетов». Не пострадает в этой ситуации и сама ДАЛ, которая, как известно, находится в очень сложном финансовом положении. Так, с юридической точки зрения ДАЛ сейчас летает на арендованных самолетах, которые собственник авиакомпании вывел из ее активов в счет погашения долга перед структурами группы «Ист Лайн».
Остальные члены альянса «КрасЭйр», конечно, менее значительны по величине. Но, к примеру, сам факт, что «Аэрофлот», который давно «зарился» на авиакомпанию «Самара», теперь, по информации его пресс-службы, от этих планов отказался, говорит о многом. «Мы не скупаем акции «Самары», – сказала RBC daily пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Даненберг. – Мы отказались от этого проекта. Он нам неинтересен». Что касается еще одного крупного перевозчика – авиакомпании «Сибирь», то в «КрасЭйр» утверждают, что предлагали одному из своих главных соперников вступить в альянс, но те отказались. «Мы идем своим путем», – так комментируют RBC daily ситуацию представители «Сибири», отмечая, однако, что подобных альянсов авиакомпания в ближайшее время создавать не намерена. Правда, во многом это, конечно, лукавство. «Сибирь» столь активно развивается во многом за счет постоянного «поглощения» и так называемых «альянсов» с другими, менее крупными авиакомпаниями. Так что опыт «КрасЭйр» в этой связи – новшество лишь по форме, а по сути – все те же методы конкурентной борьбы.
Отдел компаний
Источник -
www.rbc.ru