Первый зампред ВТБ: Сделка не решает проблем «Трансаэро»
Еще очень крупная корпоративная история, ВТБ от нее тоже недалеко. Планировалось создание синдиката с участием ВТБ по оздоровлению «Трансаэро» и вдруг прямо накануне нашей с вами встречи принято совсем другое решение — 75% компании продается, возможно, за один рубль, за оставшиеся долги. Как со стороны ВТБ выглядит эта история «Трансаэро»?
- Для нас, как и для, я уверен, большинства заинтересованных сторон в этой истории, в первую очередь, главным является продолжение существования компании и ее нормальная операционная деятельность — обеспечение наших граждан соответствующим качеством и количеством полетов. Те люди, которые заплатили вперед за билеты, полетная безопасность — первая задача и для существующих акционеров, и для будущих акционеров, для государства и для банков-кредиторов. На втором этапе, естественно, у каждой из заинтересованных сторон есть свои частные интересы. У банков, лизинговых компаний есть интерес вернуть долги и видеть, что компания дальше спокойно развивается и расплачивается с этими долгами. Поэтому над этим мы до сих пор работаем, работаем в тесном контакте с различными министерствами, сейчас уже и с «Аэрофлотом».
То есть сделка-то пока не решает вопросов, потому что лизинговые платежи останутся?
- (Сделка) вопросы не решает, и бизнес-модель до конца не решает. Но компания получает очень мощного операционного партнера сейчас в лице «Аэрофлота», если эта сделка произойдет и произойдет в том формате, в котором она была объявлена.
Но синдикат понадобится все равно.
- В том или ином виде понадобиться решение долговых вопросов, и с лизинговыми компаниями, потому что лизинговые компании плотно завязаны на возможности авиакомпании осуществлять свою прямую деятельность. Они предоставляют самолеты, которые компания эксплуатирует. Соответственно, этот вопрос нужно будет решать. Нужно решать вопрос и с необеспеченными кредиторами. Там очень большое количество банков, факторинговые компании, есть долги поставщикам. Поэтому проблема не решена. Она достаточно сложная, многогранная из-за количества участников этой проблемы. Мы работаем над ней каждый день.
Люди которые просто летают, бывают в аэропортах, уже составили свое представление о главной проблеме. Они видят эти огромные «Боинг-747», появившиеся у «Трансаэро» недавно, за которые теперь предстоит платить очень много в долларах лизинговым компаниям, а у нас тут — кризис, никто не летает, и эти самолеты оказались просто не нужны. Я в целом правильно описал ситуацию?
- Нет, проблем много, проблемы разные. Наверное, опять же, как и в предыдущей истории проблемы роста рынка. Если вы посмотрите на предыдущие 5-6 лет, рынок рос двузначными цифрами, авиакомпании боролись за долю рынка, накупали самолеты. Это касается не только компании «Трансаэро», но и других компаний. В настоящий момент в виду сокращения российской экономики, в виду тех негативных экономических трендов, которые, к сожалению, превалируют сейчас в нашей экономике, произошло сокращение платежеспособного спроса, а компании нарастили достаточно большое количество и обязательств, и операционной мощности. То есть большое количество самолетов, которые в таком объеме не нужны. Понятно, что часть парка должна быть приземлена, это мы видели в большом количестве стран, где компании вынуждены сажать самолеты, отказываться от ряда неприбыльных маршрутов. Также мы видели в целом ряде стран консолидацию. Здесь будет происходить также. Это процессы глобальные, многие страны их уже проходили, проходили достаточно цивилизовано. Поэтому следующие несколько недель достаточно критичны для компании. Я надеюсь, мы, группа всех заинтересованных сторон в судьбе этой компании, придем к правильному решению.
Но уже в переговорах с новым акционером и с новым менеджментом. Менеджмент поменяется, как вы полагаете?
- Менеджмент уже меняется, как видели вчера, поэтому, наверное, с новым менеджментом, с новым акционером и с регулятором, и с представителями различных министерств и ведомств, заинтересованных в том, чтобы наш рынок авиаперевозок существовал, существовал в хорошем объеме, с хорошим качеством и с хорошим уровнем безопасности.
http://www.bfm.ru/news/301991